Военное применение дельтаплановЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Дельтапланы / Дельтапланы и все о них / Дельтапланеризм и дельтапланы / Военное применение дельтапланов
В июне 1983 года в Альтен-штате состоялись показательные полеты полудюжины различных мотодельтапланов. Пилоты выполняли полеты по треугольному маршруту с контролированием времени прохождения поворотных пунктов. Затем, набрав максимальную высоту, совершали полеты с выключенным двигателем.
Что же побудило зарубежных специалистов по военной технике всерьез заняться изучением конструкций и возможностей дельтапланов? Как следует из сообщений печати, прежде всего то, что на сегодняшний день дельтаплан — это самый дешевый и легко управляемый летательный аппарат. Не случайно за рубежом дельтаплан называют «ультралегким» и «биллиглюфтваффе», то есть дешевым военным оружием.
И еще один важный момент. Говоря о применении дельтапланов в военных целях, подчеркивается скрытность их передвижения, возможность совершать полеты на очень малых высотах. Как утверждается в зарубежной печати, обычные радары дельтаплан почти не различают. В журнале «Драхен флигер» описывается случай, когда один из пилотов на аппарате «Рейнджер-М» облетел вокруг антенны радарной установки, и ошеломленные операторы попросили его сделать это еще раз, так как на экранах приборов он не был замечен.
Высказываясь в пользу мотодельтапланов и рекламируя их широкие возможности, зарубежные военные специалисты на страницах печати упоминают перелет американских пилотов Маккарнака и Нейелн на одном из таких аппаратов от Калифорнии до Атлантики. Во время этого перелета они успешно преодолели горы Сьерра Невада. Отмечается также, что после них было совершено еще несколько дальних перелетов. Приводится ссылка и на зарегистрированный неофициальный рекорд высоты на дельтаплане — 6469 м.
По мнению зарубежных военных специалистов, мотодельтаплан является оптимальным индивидуальным средством транспорта для небольших подразделений, выполняющих локальную задачу, например, по захвату какого-либо объекта или проведения войсковой разведки. Сверхлегкие летательные аппараты, как моторные, так и планеры, на Ближнем Востоке используются для доставки разведывательных и диверсионных групп в тыл противника.
Работы по созданию военных мотодельтапланов активно ведутся в США и других западноевропейских государствах — ФРГ, Франции, Великобритании, Италии.
В настоящее время сформулированы следующие основные требования, которым должен отвечать военный дельтаплан: минимальная площадь крыла 10 м2; длина разбега с горизонтальной площадки 20—30 м; скорость набора высоты не менее 1 м/с; скорость полета не менее 140 км/ч, чтобы при встречном ветре мотодельтаплан мог обогнать джип; мощность двигателя не более 60 л. с. (44 кВт), предельно допустимый шум его работы 55 дБ. Полезная нагрузка (вооружение, боеприпасы, дополнительные баки для дальних перелетов) не менее 100 кГ.
Кроме того, на дельтаплане должна быть обеспечена надежная теплоизоляция двигателя, экранирующая инфракрасное излучение; установлено минимальное количество металлических деталей (иначе он легко будет обнаруживаться радарами). Сборка и разборка аппарата должна осуществляться несколькими простыми операциями.
Однако, подчеркивается в зарубежной печати, в настоящий момент этим требованиям в полной мере не отвечает ни один из существующих дельтапланов.
Большинство дельтапланов, которые могут быть пригодными для применения в войсках, управляются, как большинство спортивных аппаратов, перемещением центра тяжести (балансирное управление). Но есть и такие, у которых установлены привычные для самолетов рули высоты и поворота (самолетное управление). Мотодельтапланы имеют дюралюминиевый (или титановый) каркас и дакроновый купол. Имеются опытные образцы, в которых металл заменен на композиционные материалы с применением углепластика. Этим достигается не только повышение прочности конструкции, снижение ее массы, но и радиопрозрачность крыла, то есть неуловимость для радиолокационных станций слежения за воздушными целями.
В некоторых конструкциях используется жесткое крыло самолетного типа. Но вместе с ростом аэродинамического качества, как отмечают зарубежные военные специалисты, такие аппараты становятся дороже в изготовлении, сложнее в управлении и опаснее в полете.
Так как полеты на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА) в войсковых условиях часто, видимо, будут совершаться ночью, то их планируется оснастить соответствующими приборами и аппаратурой.
В одной из статей журнала «Драхен флигер» сообщается, что в арсенал средств дельтапланеристов-шпионов предполагается включить специальные очки, увеличивающие яркость и различаемое^ предметов ночью. По всей вероятности, это будет модификация миниатюрных приборов ночного видения (усилителей остаточного света), которые используются в настоящее время экипажами вертолетов бундесвера. Сообщается также, что разрабатывается электронный навигационный прибор, позволяющий пилоту ночью определять свое местонахождение по передвигающейся световой точке на карте.
В зарубежной печати сообщалось об испытаниях созданного западногерманскими конструкторами мотодельтаплана «Файербед Ml».
В ходе этих испытаний при помощи лазерных рефлекторов, установленных на крыле аппарата, фиксировалась траектория полета. Совершались полеты по контуру с огибанием рельефа местности на минимальном удалении от поверхности земли. В настоящее время этот дельтаплан получил официальный номер НАТО. Сейчас идет речь о закупке бундесвером 250 таких аппаратов, с тем чтобы всесторонне испытать их в различных родах войск.
В армии США дельтапланы уже сейчас используются для связи и «тихой разведки». Военные специалисты США пытаются оснастить сверхлегкие летательные аппараты различного рода вооружением. Для этого на них устанавливаются консоли, к которым можно подвешивать малогабаритные ракеты, пулеметы и другое оружие.
Смотрите также
Озеров Г.А.
конструкций. Окончил МВТУ в 1921 году. Профессор, доктор технических наук. Заместитель Генерального конструктора. С 1921 года работает в ЦАГИ старшим инженером, членом коллеги, директором и заместител ...
Коршун
Дирижабль "Коршун" - 1910 г.
Дирижабль "Коршун" был куплен у Франции (первоначальное название "Zodiac-IX", постр. 1910).
Объем оболочки 2.140 куб.м., длина 47 м, диаметр ...
Неоправданные трагедии. «Максим Горький»
Во всяком новом деле неизбежны ошибки и издержки. В такой области человеческой
деятельности, как авиация, ошибки и рискованные решения чреваты трагедиями. Но помимо
трагедий, неизбежных в авиации, ...