Особенности околоэкранной аэродинамики крыла

Обычно расположение крыла над экраном измеряется относительной высотой
где h — высота задней кромки крыла над экраном.

Установлено, что заметное влияние экрана на аэродинамические характеристики крыла проявляется при Л<1, то есть при движении на высоте, которая меньше хорды крыла. При этом меняется картина обтекания крыла.

В процессе «проталкивания» воздуха между крылом и поверхностью происходит интенсивное подтормаживание его и, как следствие, увеличение давления на нижней поверхности крыла. При очень малых расстояниях до экрана (h— = (0,1 -f-0,2)6 давление заметно повышается и теоретически при полном затормаживании потока может достигнуть значения скоростного напора (q = q—t-). Экран уменьшает угол скоса потока за крылом, и благодаря этому снижается индуктивное сопротивление крыла. Но в случае отрицательного угла атаки (а крыло будет притягиваться к экрану) образуется диффузор между крылом и экраном — так называемый эффект «трубки Вентури», и дельтаплан может «клюнуть» носом.

Под влиянием экранного эффекта коэффициент подъемной силы может возрастать до 50 %. Некоторое влияние на Су крыла при этом оказывает относительная вогнутость профиля.
Коэффициент лобового сопротивления падает в несколько раз, а отсюда становится понятно, что растет аэродинамическое качество крыла (К = с + = -ргг-). И поэтому над экраном можно долго лететь на углах атаки, соответствующих минимальному лобовому сопротивлению.
При приближении к экрану меняется распределение давления на поверхности крыла. Центр давления перемещается в сторону задней кромки крыла. Увеличивается пикирующий момент, на ручке управления ощущается большее усилие. При случайном крене дельтапланерист ощущает, как возрастает подъемная сила на опускающемся полукрыле и появляется восстанавливающий момент, возвращающий крыло в первоначальное положение.

Эффект Земли целесообразно использовать и помнить о его физической сути, особенно в случае аварийных посадок, а также на неподготовленную и незнакомую местность.
Правильный вираж — это криволинейный полет в горизонтальной плоскости, без скольжения, то есть установившийся полет по скорости и углу крена. Но так как полет дельтаплана происходит с потерей высоты, то правильный вираж превращается в пологую спираль. Без потери высоты правильный вираж (движение по окружности или с набором высоты) может быть выполнен только в восходящем потоке, который создаст дополнительную подъемную силу на крыле.
При криволинейном полете в горизонтальной плоскости на дельтаплан действует пространственная система сил.

Сила лобового сопротивления уравновешивается горизонтальной составляющей силы веса. Подъемная сила лежит в плоскости симметрии аппарата, отклоненного от вертикали на угол крена.

Вертикальная составляющая подъемной силы уравновешивает силу веса аппарата, а горизонтальная составляющая остается неуравновешенной. 

Смотрите также

Баллистическая ракета Притхви-2
(SS-250) – вариант для военно-воздушных сил. Одноступенчатая жидкостная ракета малой дальности на мобильной пусковой установке. Дальность пуска – 250 км. Масса полезной нагрузки – 50 ...

Техника и тактика полета на волне
Парящие полеты на волне по сложности можно разделить на три категории. Первая категория (наиболее простая). После взлета аэропоезд набирает высоту вплоть до слоя волнового движения СВД  поблизос ...

Выход на поворотный пункт и фиксирование прохода поворотных пунктов маршрута
Выход на поворотный пункт осуществляется со стороны маршрута через направляющее полотнище. Его выкладывают судьи за 500 м до контрольных знаков. Над ним разрешается проходить не выше, чем указано в по ...