Особенности пилотирования мотодельтаплана

Взлет одного из наиболее известных современных мотодельтапланов — «Космоса» (табл. 1) имеет очень существенную особенность по сравнению с другими мотодельтапланами: несмотря на избыточную мощность, «Космос» не может оторваться ранее, чем достигнет скорости, превышающей полетную. Ход ручки управления вперед ограничивается расположенным перед ней пилоном, что, в свою очередь, ограничивает угол атаки крыла. Благодаря этому свойству аппарата практически невозможен срыв потока при взлете. Здесь действует правило: ручку от себя и — полный газ. Таким образом безопасный взлет будет обеспечен.

Так как траектория такого взлета не очень смотрится со стороны, то опытные пилоты в момент отрыва координирование уменьшают тягу и угол атаки. Часто применяют другой метод, когда позволяет длина и качество взлетной площадки,— разбег выполняют на минимальном угле атаки, а при достижении скорости, превышающей полетную, плавным движением ручки управления от себя производят отрыв.
Длина пробега в штилевых условиях не превышает 50 м.

В двухместном варианте длина пробега лишь незначительно увеличивается и колеблется от 50 до 60 м.
«Космос» — это довольно тяжелый летательный аппарат. К такой мысли приходишь, когда впервые вводишь его в разворот. Несмотря на значительную мощность двигателя, радиус разворота составляет более 40 м, а в двухместном варианте — до 80 м. Конечно, тут приходится забыть об эффективных разворотах «на крыле», которые можно позволить себе на легком одноместном мотодельтаплане.
Для координированного разворота требуется поддерживать аппарат газом,как на винтовых самолетах. Навык приходит довольно быстро.

За счет запаса мощности и меньшей удельной нагрузки в одноместном варианте «Космос» несравненно более маневрен, чем в двухместном. Это надо учитывать при выборе тактики полета, особенно вблизи земли. Сказывается запаздывание реакции аппарата на управляющие движения пилота.
Усилия на ручке управления выше, чем у безмоторного дельтаплана. А в двухместном варианте при выполнении крутых разворотов они могут достигать 30—35 кГ. Нагрузка особенно ощутима в полете при порывистом ветре и термических потоках. Практика показала также, что по мере вытяжки (деформации) купола усилия на ручке управления возрастают.
В целом же техника управления мотодельтапланом не отличается от управления дельтапланом — планером, за исключением посадки.

Посадка. Сбросив газ, вы планируете в направлении посадочной площадки. Затих рокот двигателя, и теперь только шумит в проушинах шлемофона встречный поток воздуха. Вариометр показывает 2,5 м/с. Ручка управления в нейтральном положении — руки не ощущают никакого усилия. Кажется, все нормально. Но когда до земли остается не более 2 м и вы начинаете, как обычно, выравнивать аппарат, приходит запоздалое осознание: поздно!

Действительно, «Космос» в силу большой массы требует более тщательного расчета высоты выравнивания. Особенно его инерция сказывается в двухместном варианте.
Однако и это не все. Та же инерция еще более усложняет посадку в условиях ветра. При скорости ветра свыше 4 м/с у земли, на высоте приблизительно до 10 м, формируется зона так называемого сдвига ветра. Имея вертикальную скорость снижения 2,5—3 м/с, «Космос» проходит ее за 3 с. Этого времени недостаточно для того, чтобы увеличить полетную скорость, и в результате — срыв потока. Ручка управления подается назад, на пилота, нос аппарата опускается, земля стремительно набегает и, несмотря на полностью отданную ручку, посадка происходит грубо, с ударом.

Чтобы избежать этого, уже на высоте 20—25 м необходимо взять ручку управления на себя и увеличить скорость. Запас скорости позволит миновать зону сдвига ветра без опасности срыва, а также уменьшить время ответной реакции аппарата при выравнивании. Конечно, дистанция выдерживания при этом несколько увеличится, но это увеличивает безопасность посадки.

В двухместном варианте «Космос» требует особенно тщательного расчета посадочной траектории. Здесь надо полностью отказаться от резкой манеры управления, постоянно учитывать инерцию аппарата. Когда масса пассажира и груза превышает 70 кг, рекомендуется производить посадку в режиме работающего двигателя с некоторой тягой. Одним запасом скорости не удается обеспечить плавного выравнивания.

Говоря о летных качествах «Космоса», нельзя не упомянуть об одном характерном явлении, которое также приходится учитывать,— это склонность к боковому скольжению. Спортсмены, летавшие на «Космосе», шутят: «На нем легче летать кругами, чем по прямой». Увы, в этом есть большая доля истины. Удержать «Космос» на одном курсе, особенно в термических потоках, либо при боковом порывистом ветре — дело непростое для начинающего пилота. Для этого требуется определенный навык.

Несколько сложнее дело обстоит с посадкой. Здесь должно действовать непреложное правило: не подходи к земле, пока полностью не устранишь скольжение. Посадка должна осуществляться только с прямой! «Космос» не простит вам небрежности, которую можно позволить себе, приземляясь на планере-дельтаплане. Особенно аккуратным следует быть при полете с пассажиром. Не забывайте, что 80 % всех летных происшествий приходятся на посадку. 

Смотрите также

LYNX III Многоцелевой вертолет
Lynx III был разработан в начале 80-х годов, первый полет совершил 14 июня 1984 г. Вертолет является развитием WG.1.3 Lynx и WG.30. Имеет усовершенствованные силовую установку, трансмиссию, вооружение ...

Аэростат заграждения БАЗ-136
Аэростат — аэростат заграждения БАЗ-136 (СССР, 1941) В СССР были созданы различные аэростаты наблюдения и всепогодные аэростаты заграждения (конструкции Годунова и ЦАГИ): БАЗ-136 объёмом 490 м3 ...

Кузаков МАК-15МП Тренировочный мотопланер
С целью дальнейшего расширения тактических возможностей МАК-15 было решено планер сквозного обучения модифицировать в мотопланер (это позволило бы обеспечить автономный старт аппарата, удешевить обуче ...