Укачивание в полетеЛетательные аппараты / Аэродинамические / Безмоторные аэродинамические аппараты / Дельтапланы / Дельтапланы и все о них / Действия в случай аварии на дельтаплане / Укачивание в полете
Состояние, возникающее в результате разнонаправленных перемещений в пространстве называется укачиванием. Причиной различных небольших перемещений аппарата в пространстве (болтанка, качка, рыскание) могут быть погодные условия или «голландский шаг».
Физиологическими механизмами возникновения укачивания являются безусловно- и условнорефлекторный, повышенная возбудимость вестибулярного аппарата и ускорения Кориолиса. Формы проявления укачивания — нервная, желудочно-кишечная, сердечно-сосудистая, смешанная. Деление на формы носит условный характер в зависимости от преобладания тех или иных симптомов.
Для нервной формы характерны тяжесть в голове, головокружение, головная боль, слабость, сонливость, страх, адинамия, а порой и потеря сознания.
Наиболее характерными
признаками желудочно-кишечной формы являются обильное выделение слюны, искажение вкусовых ощущений, нарушение аппетита, тошнота, рвота.
Сердечно-сосудистая форма характеризуется учащением сердечной деятельности.
В функциональной системе, обеспечивающей пространственную ориентировку под воздействием болтанки, качки и других подобных этим неблагоприятных факторов возникает определенное рассогласование в деятельности различных анализаторов, которое может привести к тем или иным нарушениям ориентации в пространстве при выполнении полета.
Влияние шума и вибрации.
В полете источником звука различной частоты и интенсивности могут быть колебания и вибрации отдельных частей двигателя, аэродинамический шум от работы винта.
Устойчивость к воздействию шумов зависит от индивидуальных особенностей организма. При большой интенсивности и длительности шум вызывает общее утомление, особенно слухового анализатора.
В коре головного мозга развивается процесс внутреннего торможения и ухудшается деятельность других анализаторов. При этом увеличивается время ответной реакции, ухудшаются функции внимания, нарушается деятельность вестибулярного аппарата.
В полете пилот подвергается действию вибрации, которая способна вызвать резонансные колебания внутренних органов и тканей.
Воздействие вибрации на организм зависит от ее продолжительности, амплитуды, частоты и направления. Наиболее неприятное влияние оказывает вибрация, действующая по направлению вертикальной оси человека.
Длительная или высоко интенсивная вибрация может вызвать значительные функциональные расстройства, а порой и патологические состояния.
Непереносимая вибрация приводит к временной потере работоспособности.
Смотрите также
Николаенко Е.М.
Генерал-лейтенант авиации Николаенко Евгений Макарович. Родился 17 ноября 1905 года в деревне Удоча Могилевской области в семье крестьянина. В армии с 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую воен ...
Кузаков МАК-15М Тренировочный планер
С 1956 г. планер МАК-15 строился серийно на заводах ДОСААФ и широко эксплуатировался практически во всех аэроклубах страны. В 1958 г. он был модифицирован в МАК-15М. Модификация имела несколько увелич ...
Маршрутные полеты
Это полеты с использованием восходящих потоков на значительное удаление от стартовой площадки с возможным возвращением на нее. Эта ступень характеризуется почти неограниченными возможностями от просты ...