Stemme S10 Мотопланер

Stemme S10 МотопланерВ программе полетов на Салоне в Берлине значилось: летательный аппарат Штемме S-10. Отточенные, безукоризненные аэродинамические формы, убирающееся шасси с довольно узкой колеей, двухместная закрытая кабина, непонятная кольцевая щель в передней части фюзеляжа. Планер много летал и привлек внимание специалистов своими летными данными и... внезапностью появления в небе над аэродромом без привычного для планеров буксировщика. После планирующего полета слышался негромкий шум мотора, а в передней части появлялся небольшой винт...

Берлинская фирма STEMME GmbH сравнительно молодая - создана в 1988 году. Количество сотрудников, включая работников КБ, около 70 человек (данные 1994 года). Производственные площади - около 1500 м2. Компьютеризация - полная. Ежемесячно выпускается 2 - 3 ЛА. В основном это 2-местные планеры: спортивный, учебный и тренировочный (в том числе и для рекордных полетов), деловой - для туризма, ╚индустрии отдыха╩ и экологических наблюдений.

Планер был разработан в конце 80-х годов. Первый полет состоялся в 1990 году. В 1992 году мотопланером заинтересовались американцы. Купив лицензию у немецкой фирмы они организовали фирму Stemme USA. Первый планер семейства S10 был представлен в США в 1992 году. В этом же году он прошел сертификацию FAA.

Площадь крыла S 10 - 18,6 м2, размах - 23 м, качество - 50. Вход в штопор возможен только при динамических перегрузках в развороте - с полностью перекрещенными рулями. Для выхода достаточно привести рули в нормальное положение. Вращение может быть прекращено и элеронами. Кабина выполнена из кевлара. Два пилотских сиденья рядом. У каждого сиденья два привязных ремня с центральным замком. Управление дублированное. Крыло изготовлено полностью из композита и состоит из трех модулей.

Шасси - два основных колеса, подкосы из стальных труб (соединение - сварка) и хвостовое колесо - все убирается при помощи электромоторов. Гидравлические дисковые тормоза с управлением, установленным на рулевой колонке, - действуют на оба колеса. Имеется стояночный тормоз. Самое интересное - силовая установка расположена в фюзеляже на раме из стальных труб практически в центре тяжести планера. Все помнят Аэрокобру периода войны. И здесь - мотор за пилотской кабиной, а винт спереди, как у обычного самолета.

Редуктор одноступенчатый, клиноременной (5 ручьев). Передаточное число - 1,18. Длинный вал вызвал трудности с устранением колебаний, что потребовал установку упругих муфт спереди. Передача крутящего момента от мотора идет через центробежную муфту сцепления, эластичную, шлицевую муфты, вал, демпфирующую шайбу, редуктор - на складной винт в носке фюзеляжа. Диаметр винта - 1,63 м. После запуска двигателя лопасти винта под воздействием центробежных сил распрямляются и выходят за габариты фюзеляжа, при этом сдвигая вперед подвижной носовой кок. Рабочее положение поддерживается центробежными силами. После включения двигателя лопасти убираются обратно круглыми пружинами, расположенными в шарнирах ступицы винта.

Центральная часть винта - ступица - выполнена из высокопрочного алюминия, лопасти винта пластиковые, слоистые, с неизменяемым шагом. Система топливопитания - два независимых трубопровода от двух баков объемом 45 литров каждый. Они расположены в крыле.

РУД и ручка управления составом смеси установлены на пилоне между сиденьями. Топливо: AVGAS - 100LL или бензин (октановое число не менее 96).

Двигатель Лимбах L2400EBID четырехцилиндровый, оппозитный, четырехтактный, Nmax = 95/70 лс/кв (не более 5 мин при максимальной частоте вращения коленчатого вала n = 3400 об/мин - винта n = 2850 об/ мин). Зажигание магнето. Максимальная частота вращения при крейсерском режиме - 3000 об/мин.

Охлаждение двигателя - воздушное с помощью хорошо отлаженной системы дефлекторов. Заборники воздуха, расположенные слева и справа на фюзеляже под крылом, выдвигаются автоматически с началом вращения вала винта, а могут выдвигаться и при помощи рукоятки летчиком. Мотор подвешен на 4 упругих элементах, гасящих колебания и тряску.

Приборная доска разделена на 3 поля. В левом находятся приборы контроля параметров полета: указатель скорости альтиметр, магнитный компас, вариометр. В среднем - навигационное и радиооборудование, устанавливаемое по спецзаказу. В правом - приборы в основном для контроля работы силовой установки. Планер несложно разобрать для транспортировки.

Хорошая парусность и низкая взлетная и посадочная скорости обеспечивают отменную безопасность, в том числе и в случае отказа двигателя. S-10VC применяется для геологических и экологических исследований. В этой модификации под крылом устанавливаются довольно объемные контейнеры, в которых помещается различная чувствительная аппаратура: стереоскопические видеокамеры, химическая аппаратура для оценки состава атмосферы, фотооптический комплекс, аппаратура оценки инфракрасного излучения для определения термического состояния земной поверхности. Модификация S-10, представленная в Париже, имеет две особенности. Первое - для взлета и посадки на травяное покрытие существенно увеличена ширина баллона колеса. В связи с этим створки ниш шасси имеют небольшую сферическую выпуклость. Второе - установлен винт изменяемого шага с двумя положениями: для взлета и набора высоты и для крейсерского полета.

В результате получено увеличение максимальной скорости крейсерского полета (по горизонту) с 160 км/час до 225 км/ч - для данного типа летательных аппаратов - выдающееся достижение. Интересно, что расход топлива при этом не изменился - 20л/час! В этой модификации и так - по нашим понятиям - удобная кабина и интерьер - еще улучшены. Плюс ко всему - введен обогрев кабины.

Последней модификацией мотопланера стал S10-VT. Stemme S10-VT Turbo был представлен в 1996 году. В 1997 году он прошел сертификацию FAA. Планер оборудован поршневым двигателем с турбонагнетателем Rotax 914 FS1 мощностью 115 л.с. Складывающиеся крылья профиля HQ41/14.35 позволяют размещать планер в стандартных ангарах. 

Смотрите также

Hostel. Юридическим лицам общежитие улица 1905 года для размещения вашего персонала Москва.

Безопасность полета
Аппараты "ЭКИП" осуществляют взлет и посадку на скоростях, которые в 2-2,5 раза меньше чем взлетно-посадочные скорости современных грузопассажирских самолетов (взлетные скорости аппаратов &q ...

Баллистическая ракета средней дальности "Скорость"
Разработка твёрдотопливной баллистической ракеты средней дальности "Скорость" начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1982 году.Разработка была зав ...

Туполев А.Н.
Андрей Николаевич Туполев, один из крупнейших авиационных конструкторов XX в., родился 10 ноября 1888 года (по новому стилю) под г. Кимры. Он окончил Тверскую гимназию, Московское высшее техническое у ...