История парашютизма после второй мировой войны

Вторая мировая война все мирные знания в парашютизме перенацелила для решения военных задач. Парашют очень жестко использовался по прямому назначению - спасение людей и доставка людей и грузов в самых тяжелых условиях. Тысячи летчиков, сбитые в боях спаслись используя парашют. Тысячи военных специалистов и сотни тысяч тонн грузов были срочно и скрытно доставлены в заданное место. Во многих случаях судьбу человека решали мгновения или редчайшие стечения обстоятельств. Некоторые судьбы просто удивительны. Два примера. Летчик Курзенков в боях за Полярным кругом был сбит. Выпрыгнул. Дернул кольцо. Парашют не раскрылся. Оказалось, что трос вытяжного кольца был перебит пулей. Курзенков упал на заснеженный склон сопки у самой дороги. Переломы, травмы, ушибы. Его подобрали бойцы. Госпиталь. Выжил. Снова стал летать. Снова сбили, но на малой высоте. Сел на склон крутой сопки снизу вверх тараня лес. Фюзеляж скользил по склону оставляя сзади обломанные крылья и хвост. В конце врезался в валун. Летчика выбросило из кабины оборвав привязные ремни. Остался жив. Снова летал. Сбил около 20 самолетов противника. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Летчик - истребитель Ковзан, когда в боях кончались боеприпасы, четыре раза шел на таран, в том числе лобовой, ставя самолет на крыло. Каждый раз выбравшись из обломков самолета раскрывал парашют. Герой Советского Союза. Долго жил после войны...

В послевоенный период в ведущих авиационных странах мира определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов. Парашютисты учились управлять раскрытым парашютом в любых погодных условиях, индивидуально и в составе группы и управлять движением в свободном падении, также индивидуально и в составе группы. Для оценки умения парашютистов сформировались спортивные упражнения - точность приземления и задержка раскрытия парашюта с выполнением элементов в свободном падении - вращений в горизонтальной плоскости (спиралей) и вращений в вертикальной плоскости (сальто). Больше 20 лет эти упражнения были основой международных и национальных соревнований. Впоследствии это сочетание получило название "классический парашютизм". Это единственный вид парашютного спорта, где присваивается самое высокое личное спортивное звание "Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту", потому, что спортсмены демонстрируют тончайшее умение управлять раскрытым парашютом, попадая по 10 раз подряд в любых погодных условиях в электронную цель диаметром в три сантиметра в очень напряженной психологической борьбе и умение очень быстро и точно выполнять одинаковый для всех комплекс фигур - "спринт" в свободном падении. Чемпионы мира опираясь о воздух выполняют шесть оборотов в разных направлениях за время менее 5 секунд.

Самые выдающиеся спортсмены в классическом парашютизме - Николай Ушмаев - СССР, Черил Стернс - США и Иозеф Павлата - ЧССР, которые дважды завоевывали звание Абсолютный чемпион мира. Как парашютисты они универсальны. Параллельно с развитием парашютных видов спорта и увеличением количества стран развивающих парашютизм, появилась потребность в координации международных парашютных отношений. Международная авиационная федерация(ФАИ), родившаяся в 1908 году, создала в конце сороковых, начале пятидесятых годов международную парашютную комиссию (СИП), в состав которой сегодня входит около шестидесяти стран мира. В послевоенные годы наибольшая активность в развитии массового парашютизма более двух десятков лет принадлежала странам социалистического лагеря, переименованных в последние годы в страны социалистического содружества. Решая проблемы политического противостояния того времени, СССР, а по его схеме и другие соцстраны, создали сеть авиационных клубов. Авиационная и парашютная техника, горючее и авиационные специалисты предоставлялись клубам государством.

Для спортсменов занятия дорогостоящим парашютным спортом было бесплатным. Клубы выполняли плановые задания по подготовке резервистов для армии и привлекали людей через авиационные виды спорта к военным и гражданским авиационным профессиям. Но в разных странах и прежде всего в США, все интенсивнее развивается сеть частных аэроклубов, где люди желающие прыгать сами несут все расходы за прыжки. Выработались объективные юридические нормы взаимной ответственности прыгающих и клубов, которые предлагают людям этот вид услуг. Для огромного числа людей, которые несут расходы за свои прыжки это стало развлечением, отдыхом, приятным хобби. Людям стало тесно в рамках классического парашютизма. Развитие сети частных клубов раскрепостило людей, резко раздвинуло рамки дозволенного. Во все времена жесткими оставались только требования к безопасности прыжков. Усилиями энтузиастов буквально за 15 лет была создана группа новых самостоятельных направлениий парашютных видов спорта и видов прыжков...

Групповая акробатика (RW). С начала семидесятых годов маленькие, а потом все большие группы людей стали строить различные фигуры в свободном падении, подлетая друг к другу в воздухе и беря друг друга за ноги и за руки. Сначала это был обычный круг - "звезда". Затем эти фигуры становились все сложнее. Увеличились высота прыжка и время свободного падения. Были выработаны соревновательные программы. Стали проводиться национальные, международные соревнования и Чемпионаты мира. Сегодня групповая акробатика является самым массовым и самым эмоциональным, командным видом парашютного спорта. Это вызвано тем, что человек в свободном падении отрывает взгляд от земли и перемещаясь относительно друг друга при построении различных фигур или "формаций" (больших фигур из нескольких десятков или сотен человек) в течении минуты получает ощущение реального ПОЛЕТА! Это ощущение настолько яркое и захватывающее, настолько отличается от всего земного, что человек стремится к нему снова и снова, отдавая парашютизму десятки лет жизни.

Купольная акробатика (CW). Первые попытки построить фигуры ("формации") из куполов энтузиасты делали еще на круглых парашютах. С появлением парашютов-крыльев фантазии энтузиастов были реализованы.Спортсмены строили фигуры и выполняли различные перестроения на раскрытых парашютах осуществляя захваты куполов или строп руками и ногами. По купольной акробатике проводятся национальные, международные соревнования и чемпионаты мира. Массовость в купольной акробатике намного меньше чем в ГА потому, что этот вид прощает намного меньше ошибок, чем другие виды. Он требует очень высокой дисциплины, ответственности и точности действий.

Фристайл (FS). Благодаря энергии и увлеченности энтузиастов сегодня фристайл демонстрирует бесконечные возможности человека выразить себя при помощи движения. В воздух внесены все выработанные человеком ценности при оценке искусства движений. Пластика, грация, выразительность, обаяние, легкость, непринужденность, одухотворенность, и и другие, которые спортсмены демонстрируют при выполнении сложнокоординированных вращений в любых плоскостях вокруг любых осей раздельно и одновременно, в самых разных позах. В парашютном фристайле у человека в течении минуты в любой момент движения имеет опору о воздух. Это делает его возможности по самовыражению безграничными. Проводятся национальные, международные соревнования и чемпионаты мира по фристайлу. Люди имеющие балетную или танцевальную хореографическую подготовку, опыт спортивной или художественной гимнастики или синхронного плавания, акробатике, батута, прыжков в воду и т.д., или просто одаренные пластикой, выразительностью и гибкостью могут получать огромное наслаждение в самовыражении в парашютном фристайле. Массовость во фристайле неуклонно растет.

Скайсерфинг (SS). Прыжки на монолыже. Энтузиасты выполняли первые прыжки на горных лыжах. Затем стали на монолыжу. Осваивали отдельные элементы, учились удерживать равновесие. Видеооператоры учились их снимать. В итоге по SS проводятся национальные и международные соревнования, чемпионат мира по правилам ФАИ и (фактически) чемпионат мира среди профессионалов - "Про-тур". Основное отличие двух чемпионатов - правила ФАИ ограничивают спортсменов рамками некоторых требований. Практика показывает, что это сдерживает творческий рост спортсменов. Требования профессиональных соревнований наоборот - стимулируют их творчество. Создается много новых красивых элементов. Индивидуальные виды трудно сделать массовыми. Но популярность и массовость SS растет. 

Смотрите также

Аварии дирижаблей
  Аварии английских, германских, советских, русских и других дирижаблей. ...

Пехотные Альбатросы за пределами Германии
Infantrieflugzeug Во время первой мировой войны, быстро принявшей позиционный характер, возникла необходимость прорыва хорошо укрепленных оборонительных сооружений противника и поддержки п ...

Техника и тактика полета на волне
Парящие полеты на волне по сложности можно разделить на три категории. Первая категория (наиболее простая). После взлета аэропоезд набирает высоту вплоть до слоя волнового движения СВД  поблизос ...