Тактическая авиация США, ее организация, основные задачи, основы боевого применения
Страница 2

высоте.

В ходе экспериментов на учении опробываются воз­можности групп необычного состава, например тройки или пятерки самолетов (с экипажем свободного манев­ра). По-новому распределяются роли, особенно на первых этапах боя. Однако считается, что пара истребителей (элемент)—это основная боевая единица, способ­ная решать сложные задачи.

Групповой характер боя можно представить по опи­саниям эпизодов учения «Рэд флэг», приводившимся в «Армд форсиз джорнэл». Тактика «агрессоров» при отражении налетов «противника» построена обычно на расчленении больших ударных групп. Так, в одном из вылетов перед восьмеркой «агрессоров», которую воз­главлял опытный летчик на самолете Т-38, стояла за­дача — вступить в бой со смешанной ударной группой из 56 самолетов F-4, А-7, F-111, F-105, F-15 и В-52.

Группа обеспечивалась самолетами-заправщиками, по­становщиками помех и спасательными вертолетами (налет по типу вьетнамского).

В течение 10 мин 54 с согласно записям летчика, находившегося в задней кабине самолета командира группы «агрессоров», было «сбито» 7 самолетов - два F-105, два F-15 и три В-52. После этого сам командир был «сбит» ракетой, выпущенной с истребителя F-15 входившего в группу прикрытия ударных сил «противника». Сам бой восстановить в памяти было трудно в

связи с резкими изменениями обстановки и разнообразной на это реакцией «агрессоров».

Во-вторых, воздушный бой достанется маневренным. Возможности техники и оружия, их приспособленность к выполнению определенных боевых задач—зеркало тактики. А истребители превосходства в воздухе—де­тище 70-х годов разрабатывались для ведения маневренного боя. Правда, их оружие может поражать воз­душного противника, находящегося за пределами зри­тельной связи, но бой на средней дальности — это дополнение к существующей тактике, только начало грядущих перемен. Как показали учения «Рэд флэг», «противник» не всегда соглашался выполнять условия, при которых он мог быть «сбитым» ракетой «Спарроу» на встречном курсе. А для создания других условии возможностей оружия не хватало.

Эволюции, выполняемые истребителями для выхода в атаку или уклонения от нее (в положении обороняю­щегося), нисколько не упростились. Бой на средней дальности совершенно .не исключал продолжения—­ближнего маневренного боя. Переход от первого ко второму обусловливался рядом причин, препятствовавши завершению воздушной схватки в первой, прямолиней­ной атаке. Главными из них были своевременная ин­формация об угрозе, трудности приборного опознавания и постановка помех на частоте излучения бортовых РЛС.

Натурное моделирование, по мнению организаторов учений «Рэд флэг», показывает, что по мере углубле­ния истребителей- в воздушное пространство противни­ка вероятность ближнего маневренного боя возрастает. Так, «агрессоры» при отражении налетов находили до­статочно приемов для' сближения с «противником» на малую дальность, особенно при устойчивом наведении с земли. От внезапной атаки поздно обнаруженного соперника единственным средством защиты оставался энергичный криволинейный маневр в любой плоскости.

Как отмечает зарубежная печать, летчики, принимающие участие в учениях «Рэд флэг», прежде всего получили опыт маневренных боев и применения оружия воздушной цели из разных положений в пространстве. Пилотаж на грани срыва, с максимальными пере­грузками и торможением применялся для выхода из-под огня «противника». Именно здесь летчики накапливали баллы по выживанию. Характерно, что критические ситуации создавались не для тренировки, а были логическим следствием выбора наивыгоднейшей тактики.

«Агрессоры», самолеты которых (F-5Е) не имели оружия средней дальности, нередко навязывали ближ­ний бой истребителям завоевания превосходства (F-14 и F-15) и диктовали им свои условия. Они демонстрировали лучшую подготовку и более искусную тактику при отсутствии преимуществ техники. Результаты учений «Рэд флэг» доказали эффективность маневренного боя, поэтому он продолжает занимать основное место в программах подготовки летного состава. Только овла­дев его секретами, летчик переходит в дальнейшем к освоению всеракурсного боя на средних дальностях.

Страницы: 1 2 3 4