Орбитальные станции
Страница 3

Корабли серии “Союз” - очень сложные и многоцелевые инженерные сооружения. Программа “Союз” начала выполняться еще в апреле 1967 года.

В январе 1969 года произошло важнейшее событие в мировой истории космонавтики: космические корабли “Союз-4” и “Союз-5” состыковались в космосе, образовав первую экспериментальную орбитальную станцию. В экипаж станции входили: В. Шаталов, А. Елисеев от “Союза-4” и Б. Волынов, Е. Хрунов от “Союза-5”.

Станция обращалась вокруг Земли почти по круговой орбите на средней высоте 215 километров. После стыковки Елисеев и Хрунов в скафандрах с автономными системами жизнеобеспечения совершили выход в открытый космос и впервые перешли из одного корабля в другой. В полете кораблей “Союз” и на образованной ими орбитальной станции постоянно велись различные научные наблюдения, что, впрочем, делается при каждом космическом полете.

Четыре с половиной часа работала в космосе первая орбитальная станция, после чего космические корабли расстыковались и возвратились на Землю.

В 1970 году А. Николаев и В. Севастьянов на корабле “Союз-9” осуществили рекордный по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли. По тем временам 18 суток было очень много, притом, что техника была не приспособлена, на должном уровне, для таких полетов. Этот полет доказал, что пребывание в космосе (если применять средства для укрепления мышц, так как мышцы в невесомости расслабляются и теряют свою упругость) может быть достаточно длительным.

Возникла новая более трудная задача: создание особых, специально оборудованных долговременных орбитальных станций.

“САЛЮТЫ” НА ОРБИТАХ

Когда осенью 1975 года взволнованный мир следил за полетом крошечного первого искусственного спутника Земли, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что спустя всего четырнадцать лет на околоземной орбите появится просторный космический дом, где смогут жить и работать сразу несколько космонавтов.

В апреле 1971 года в космосе появилась первая в мире советская долговременная орбитальная станция “Салют”.

Во Всероссийском Выставочном Центре в Москве каждый посетитель павильона “Космос” может не только осмотреть снаружи точную копию станции серии “Салют”, но и побывать внутри ее, на несколько минут почувствовать себя космонавтом.

И размеры станции, и внутренний комфорт ее помещений, и сложность ее оборудования – все вызывает восхищение и чувство глубокого уважения к советским ученым и инженерам, создавшим ее.

Воспользовавшись рисунком (на следующей странице) попробуем разобраться в особенностях первой орбитальной космической станции “Салют”.

Сама по себе эта станция не может ни взлететь, ни совершить посадку. Ее выводят на околоземную орбиту, как огромный спутник. Однако в отличие от обычных спутников станция “Салют” может работать не только в автоматическом, но и в пилотируемом режиме. На рисунке изображены орбитальная станция “Салют” и состыкованный с ней пилотируемый корабль “Союз”.

Коротко о внешних характеристиках этого комплекса. Общая масса системы “Салют” - “Союз” - 25,6 тонн. Причем на долю станции “Салют”

приходится почти 19 тонн. Уже на первом из “Салютов” масса научных приборов составляла 1,2 тонны, а на последующих станциях этот груз был больше.

В стыкованном состоянии система “Салют” - “Союз” достигает в длину 23 метра, причем на долю орбитального блока (то есть станции) приходится 16 метров. В самой широкой своей части “Салют” имеет поперечник 4,15 метра, а при раскрытых солнечных батареях – 11 метров. Площадь солнечных батарей – 63 квадратных метра. Но особенно поражает общий объем внутренних помещений станции – около 100 кубических метров!

Станция “Салют” разделена на три отсека. Самый левый (на рисунке) и узкий из них – переходной. Длина этого цилиндра 3 метра, диаметр 2 метра. В его состав входит стыковочный узел, через который и космонавты и грузы могут попасть из корабля на станцию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7