Иркутский Авиазавод
Страница 4

Событием стало открытие фабрики-кухни. Не менее торжественно открывался новый Дом культуры. Само здание Дома культуры уникально, недаром оно объявлено памятником архитектуры тех лет. Период становления Иркутского авиационного завода был сложным, коллектив прошел его с радостью побед, с опытом преодоления временных неудач и стало от этого крепче, сильнее, мудрее. Завод стал по-настоящему зрелым самолетостроительным предприятием. Он встал в ряд передовых предприятий края, отрасли и страны, и теперь уже навсегда.

Предвоенные годы были важным периодом в истории завода: они завершили становление завода как сильной самостоятельной производственной единицы; установилась четкая схема организации производства и технических служб.

В годы войны по инициативе коллектива Иркутского авиационного завода предложили, не снижая план выпуска самолетов, построить танки.

С 19 декабря 1941 года объединенное предприятие получило название «Завод №39 им. Сталина».

Вот что вспоминают об этом времени ветераны.

Алексей Георгиевич Свидерский носит почетное звание «Заслуженный работник завода». Пришел в 1943 году на завод подростком и проработал там 45 лет. О том, какие пути-дороги привели его на завод, ветеран рассказывает сегодня.

«В войну молодые быстро взрослели: понимали, что нужно помогать фронту, заменив рабочих, ушедших воевать с фашистами. И мы, подростки, работали на заводе во время войны наравне со взрослыми, без выходных и отпусков, по 12 часов и более… Весной 1943 года меня направили на практику на завод в цех 17. Вот с того самого времени я проработал 45 лет токарем в цехе 17. Пришел в цех подростком-юнцом, а ушел из него пенсионером…»

Евгения Алексеевна Кузнецова, заслуженный работник завода, персональный пенсионер, пришла на предприятие в 1942 году.

«В октябре-ноябре 1941 года на территорию завода №125 был эвакуирован завод №39 им. Менжинского из Москвы, который объединился с заводом №125 им. Сталина. В Иркутске эвакуированных размещали по частным домами квартирам. Станки разместили по цехам, где и работали москвичи. От том времени я знаю только по рассказам, а в январе 1942 года я и сама пришла работать на завод».

Молодежи устраивалось на завод тогда очень много. В то время профессии обучались быстро, как и быстро повышались квалификационные разряды.

Конечно, несмотря на то, что работали заводчане по режиму военного времени, все равно ходили в военкомат и просили отправить их на фронт.

Война унесла жизни многих заводчан. Им в Комсомольском парке поставлен мемориал, воздвигнутый в 1975 году. 273 имени на нем, а на средней стеле названы трое – Герои Советского Союза Мария Цуканова, Василий Жуков, Николай Романенко.

На протяжении всей войны завод не переставал строиться, совершенствоваться. Но даже и в это время он не изменил своей традиции – прийти на помощь тем, кто нуждался в помощи. Заводской коллектив часто помогал многим предприятиям промышленности г. Иркутска и других городов.

К середине 50-х годов относится начало интенсивного строительства. Это и расширение заводских площадей, это и строительство жилья. До 1948 года в заводском поселке прерванное войной строительство жилых домов не велось. Потребность в квартирах ощущалась очень острая, и для создания нормальных жилищных условий надо было строить, к чему завод и приступил в 50-х годах с присущей ему инициативой. Вместе с новыми домами пришла и асфальтовая одежда улиц, отороченная зеленью газонов и деревьев.

Заводской поселок – не новостройка, не знающая глубоких корней культурных и трудовых традиций, а с достоинством живущий и работающий микрорайон.

Но лицо города определяют не только улицы и сооружения, его определяют люди. Как непохожи они на тех первых, что пришли сюда строителями!

Приказом МАП № 2111 от 14. 5. 75 года завод получил название: «Иркутский авиационный завод».

За успешное выполнение заданий 9-й пятилетки и достигнутые высокие показатели в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции ИАЗ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24. 2. 76 года был награжден орденом Октябрьской революции.

Страницы: 1 2 3 4 5