Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроения
Страница 4

Кроме Можайского, русский народ выдвинул в те годы немало новато­ров. Одним из них был крестьянин Петр Федорович Куропаткин. Он при­шел пешком в Петербург в надежде, что здесь встретит поддержку изобретенная им летательная машина. Куропаткина отправили в 1890 г. обратно, запретив ему «дальнейшие ходатайства о постройке своего аппарата».

В 1899 г. кустарь Московской губернии Никита Миронович Митрейкин представил модель «воздухоплавательного велосипеда». Воздушные велосипеды изобретали также В. Герман в 1890 г., И. Быков — в 1897 г. Оценивая деятельность всех этих новаторов, не встретивших решительно никакой поддержки, следует учесть, что они делали лишь первые шаги на пути создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Ведь в те годы и отец русской авиации Н. Е. Жуковский начал свои опыты с испытаний крыльев при помощи велосипеда.

Итак, еще задолго до того, как был создан механический аппарат, пригодный для полета человека, русские новаторы провели много работ, Действуя в трех основных направлениях, они стремились создать аэро­план, орнитоптер и геликоптер.

В те же годы, что и Можайский, работал Сергей Макунин, стремив­шийся с 1877 г. создать аэроплан.

В 1887 г. киевский инженер Гешвенд выступил с проектами, изложен­ными в его брошюрах: «Общие основания устройства воздухоплаватель­ного парохода (паролёта)» и «Дополнение об упрощении в устройстве воздухоплавательного парохода». По мысли изобретателя, «паролёт» дол­жен был приводиться в движение по принципу ракеты — реактивным дей­ствием пара, выходящего из сопел.

Реактивный принцип также был положен в основу движения в проекте «ковра-самолета», предложенном в 1891 г. В. А. Татариновым. Для полу­чения реактивного движения он хотел использовать сжатый воздух, нагне­таемый электромотором в особый мешок с реактивной щелью.

Весьма интересные опыты производил в 90-х годах XIX в. В. В. Ко­тов, создававший изящные модели планеров. Он предложил делать гиб­кими концы задних плоскостей, у которых укреплял добавочные подвиж­ные плоскости, заново «изобретенные», позднее — элероны, которые были предложены еще

А. Ф. Можайским. Авторство Котова на его изобретения

закреплено опубликованием в 1896 г. его статьи «Устройство самолетов-аэропланов».

Основную работу — книжку «Самолеты-аэропланы, парящие в воздухе»—

В. В. Котову, однако, не пришлось напечатать. Это досадно вдвойне: пре­дисловие к этой книжке написал Д. И. Менделеев. Подписав свое преди­словие 27 апреля 1895 г., он сказал: «Я вижу в том, что сделано г. Котовым, ручательство в возможности твердых дальнейших опытов и попыток, направленных к желаемой цели, особенно в виду устойчивости его прибо­ров в воздухе».

Менделеев обратил внимание на то значение, которое имело бы исполь­зование опытов Котова для создания практически применимых аэропла­нов. Замечательные слова великого деятеля, однако, тогда остались неопуб­ликованными.

Большое значение для практики, несомненно, имела бы поддержка начи­наний русских новаторов конца XIX в. Танского, Германа и других, за­нимавшихся планерами.

Рис. 6.Проект самолета, разработанный Циолковским в 1895г.

назад Циолковский

В те годы, однако, не встретило отклика даже замечательное начинание

К.Э. Циолковского, за восемь лет до первого полета братьев Райт опубликовавшего в 1895 г. работу: «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) ле­тательная машина». В этой работе он предложил оригинальный моноплан с хорошо обтекаемой формой, дал ори­гинальную теорию его полета и расчет самолета, предложил удачное решение вопроса о двигателе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8