Основные этапы развития и конструктивной эволюции техники в области самолетостроения
Страница 9

Гидросамолеты Григоровича и сухопутные «Ильи Муромцы» выпол­нили много важных дел во время войны, начавшейся в 1914 г.

В рядах русских изобретателей, конструкторов и летчиков трудился замечательный летчик старого времени — Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа. Начав работу в авиации в 1910 г., Нестеров действовал как революционер и ломал установившиеся неверные представления о самолетовождении.

В те годы было распространено убеждение, что самолет в воздухе дол­жен по возможности находиться все время в горизонтальном положении. Крутые крены считали необходимым избегать. Во многих школах учили, что даже при поворотах в воздухе следует стремиться избежать крена на бок, того неизбежного крена, который обязателен при каждом вираже. В «Памятке летчика», составленной в 1912 г., писали: «Боковая устойчивость самая ненадежная, и потому все падения бывают на бок».

Самолет при таких условиях представлял собою как бы заводной меха­низм, связанный во всех своих движениях и летящий в чуждой и враж­дебной ему среде.

Подобные представления задумал сломать Нестеров, хотевший, по завету Петра I, «летать по воздуху аки птицы».

Нестеров решил превратить самолет в аппарат, сохраняющий способ­ность полета в любых условиях и выходящий из любого положения.

Рис. 11. Летающая лодка М-5, созданная Д. П. Григоровичем.

«Почему птица не боится ни­каких положений в воздухе, а лет­чики страшно боятся крутых вира­жей, быстрых поворотов? — писал Нестеров в мае 1914 г. — Вы го­ворите, что в этих положениях воздух не держит аэроплана? Странно, очень странно. Ведь воз­дух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении при правильном управлении».

Нестеров понял, что основной ошибкой при самолетовождении в его время был механический пере­нос условий плавания судов на по­верхности воды на принципиально иные условия полета самолета не по поверхности, а непосредственно в самом воздухе.

«В воздухе везде опора», — утверждал Нестеров, убежденный в том, что летчик должен и может быть хозяином самолета при лю­бом положении его в воздухе. Рас­суждая так, Нестеров упорно ра­ботал теоретически и практически, взяв твердо курс на всемерное развитие маневренных качеств самолета

Так действовал русский нова­тор в те дни, когда лучшие конструкторы и летчики, как, например Блерио, считали самой главной задачей не всемерное развитие маневренности самолета, а достижение возможно белее полной принудительной устойчи­вости его.

После многих предварительных расчетов и опытов Нестеров решил проделать опыт, ставший историческим. 27 августа (9 сентябри н. с.) 1913 г., поднявшись на самолете, заботливо снаряженном русскими техниками и рабочими, русский военный летчик П. Н. Нестеров впервые сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

28 августа в газетах появилась телеграмма, подписанная свидетелями на аэродроме:

«Киев. 27 августа 1913 года. Сегодня в шесть часов вечера военный летчик 3-й авиационной роты поручик Нестеров в присутствии офицеров, летчиков, врача и посторонней публики сделал на Ньюпоре на высоте 600 метров мертвую петлю, то есть описал полный круг в вертикальной плоскости, после чего спланировал к ангарам.

Военные летчики: Есипов, Абашидзе, Макаров, Орлов, Яблонский, Какаев, Мальчевский, врач Морозов, офицеры Родин и Радкевич». Официальные протоколы и свидетельства удостоверили подвиг Нестерова.

Рис. 12. Траектория первой в мире мертвой петли. пппппппппетли,совершенно

Россия стала страной, где впервые были открыты совершенно новые условия для развития авиации, исходя из всемерного развития маневрен­ности самолета.
Страницы: 5 6 7 8 9 10 11