История авиации
Страница 3

Публика была в экстазе. Толстосумыбезколебаний назначали щедрыепризы и опекали авиаторов. Парижанки украшали свои изысканные туалетыпятнами отработанного масла. Военные прикидывали, что Англия теперь нетак уже и недосягаема в случае нападения с континента.

Совместными усилиями конструкторов, летчиков, предпринимателей аэроплан приобрел свойства, сделавшие его пригодным для выполнения многих практическихзадач. «В каких-либо пять лет аэроплан, бывший так недавно простой игрушкой, — писал в начале1912 года русский журнал «Техника воздухоплавания», — прыгавшей нарасстояние нескольких метров, превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тыс. м, пролетающую безостановочноболее 8 часов иболее 800 км». Демонстрируя грузоподъемность самолетов, авиаторы брали на бортнесколько пассажиров, располагавшихся, впрочем,без всяких удобств. В 1910году Латам поднял на своем аппарате кинооператора: фильм с видом Парижа демонстрировался во всех кинотеатрах французской столицы.

В Россииавиаторы получили в своераспоряжение фотоаппараты системы С.Упьянина, поднимавшиеся в небо задолго до «возмужания» аэроплана:навоздушных разведывательныхзмеяхи аэростатах. Безсерьезных переделок камера Ульянина прослужила всю мировую войну.

Для атаки наземных войск изобретают металлические стрелы-дротики размером чуть большекарандаша: их сбрасывали с самолета на пехоту и кавалериюпротивника. Стрела весом 30г пробивала деревянный брусок толщиной свыше 150 мм. Авиаторамоставалось сделать еще один шаг — перейти от «холодного оружия» к взрывчатым снарядам.

«Итало-турецкая война предоставила аэроплану случай доказать свою пригодность не только в смысле орудия разведки, но также и как средство для нападения,— заметил в 1912 году французский журнал «Артиллерийское ревю»,— польза аэроплана в первом случае всегда казалась неоспоримой, что же касается второго применения, то в нем часто сомневались».

Предвидя боевую будущность аэроплана, итальянский лейтенант К. Ципелли экспериментировал с прообразом авиационной бомбы. Главная задача — создать взрыватель, который срабатывал бы в подходящий момент: взорвавшись высоко над землей, граната причинила бы не больше вреда, чем при позднем взрыве, когда снаряд уже врезался в землю. Опыты с гранатами, оснащенными взрывателями различных типов, стоили жизни самому изобретателю, снаряд взорвался, чуть ли не в его руках. Опасаясь преждевременных взрывов в тесных, открытых всем ветрам кабинах, итальянцы не спешили поднимать в воздух ненадежные снаряды. Их сбрасывали с древнего, античной постройки виадука Альбоно. Оказалось, взрывы производят «очень разрушительное действие в районе 20 метров».

Во время итало-турецкой войны в Триполи (1911 г.) на турецкие позиции сыпались 10-килограммовые бомбы куда большей мощности. Вмассивном корпусе цилиндро-сферической формы вместе с взрывчатым веществомрасполагалась картечь. Осколки корпуса и стальные вкрапления и поражали противника.

В октябре 1912 года боевые действия начались на Балканах, войну Турции объявили Черногория, Сербия, Греция и Болгария. Над полями сражения появлялись уже не единичные самолеты, а организованный авиаотряд. За рычагами расчалочных «этажерок» сидели русские летчики- добровольцы.

Откликнувшись на просьбу болгарского правительства, наши соотечественники объединились в добровольческийотряд, пришедший на помощь братскому болгарскому народу. Подруководством С. Щетинина, одного из основателей Российского товарищества воздухоплавания, частные летчики Агафонов, Евсюков,Колчин и Костин составили, вероятно,первое в истории боевое авиационное подразделение.

Русскиелетчики неоднократнолеталинад осажденным Адрианополем, в которомобосновались турецкие войска, фотографировали вражескиепозиции, сбрасывали бомбы илистовки.

Вернувшись в Россию, С. Щетинин обстоятельно доложило действиях авиаотряда в Обществе ревнителейвоенных знаний. Он, в частности, отметил, что болгарскаяармия могла бы оказаться в затруднительном положении, если бы турки располагали хотя бы парой аэропланов. Осадив Адрианополь, болгары подвозили войскам снаряжение и провиант по единственному мосту черезреку Марицу. Будь у турок авиация, они быразбомбили мост и отрезали оттылов передовые войска противника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7