Ту-160 Black Jack
Страница 9

Но вскоре выяснилось, что бомбардировщики - слишком дорогая и ненужная игрушка. Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией - 40 тонн.

Кроме того, небо Украины было слишком тесно для Ту-160. Из-за постоянной нехватки горючего самолеты летали не более пяти раз в год. Бомбардировщики простаивали на стоянке в Прилуках, имея на своих плоскостях национальную символику Украины - желто-голубые круги и трезубцы, заменившие привычные красные звезды. Иногда в воздух для парадов поднимался один самолет.

Стратегические бомбардировщики абсолютно не вписывались в оборонительную доктрину безъядерной Украины. Содержать их даже в режиме консервации было слишком дорого, да и ни к чему. Вскоре в Киеве стали задумываться о том, как избавиться от Ту-160. Самолеты можно было перебазировать в Россию (так в свое время поступил Казахстан, обменяв дальние бомбардировщики Ту-95МС на истребители) или уничтожить.

В 1995 году начались переговоры о покупке Россией 10 полностью исправных украинских Ту-160 по цене $25 млн за штуку (России эти самолеты были крайне необходимы, поскольку на вооружении ВВС РФ оставалось лишь шесть Ту-160 - на авиабазе в Энгельсе). Но они закончились безрезультатно: предложенная Россией цена показалась тогда Украине смехотворной. Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. В 1998 года

Украина приступила к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства. До конца 1998 года были утилизированы два Ту-160, разделка каждого обошлась в $1 млн. Полностью авиапарк украинских самолетов Ту-160 предполагалось ликвидировать к 2001 году.

5 декабря 1998 года МО Украины и МО США подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования (19 самолетов Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1). По дополнительному соглашению 16 самолетов Ту-160 планировалось утилизировать, 3 - после доработки использовать в качестве первой ступени при запусках космических ракет.

В марте 1999 г. Министерство обороны Украины получило разрешение

Правительства Украины продать три бомбардировщика Ту-160 и запасные части к ним за $20 млн американской компании Platforms International Corporation для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников.

Организация запуска спутников с помощью ракет-носителей типа Pegasus возлагалась на американскую фирму Orbital Network Services Corporation.

Российская сторона указала украинскому и американскому правительствам о нарушении положений Договора СНВ-2. Принципиальная позиция России нашла поддержку в Вашингтоне, который также высказался против любого нарушения

Украиной основополагающих положений Договора; Киев отказался от продажи самолетов.

В апреле-мае 1999 года обсуждался вопрос об обмене восьми самолетов Ту-

160 и трех бомбардировщиков Ту-95МС ВВС Украины на самолеты Ан-22 и Ан-124

ВТА России. В начале августа 1999 года была достигнута договоренность о передаче Украиной России восьми полностью исправных тяжелых бомбардировщиков Ту-160 в счет частичного погашения задолженности за поставки природного газа. В октябре 1999 года на Украину отправилась военно- техническая делегация ВВС России для оценки технического состояния самолетов. Передача бомбардировщиков России началась в ноябре 1999 года. К апрелю 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом.

Последний из оставшихся стратегических авиационных комплексов Ту-160

ВВС Украины был уничтожен 2 февраля 2001 года. Один бомбардировщик Ту-160, приведенный в состояние, исключающее его боевое применение, находится в

Полтавском музее авиации и космонавтики.

. Модификации

Ту-160 - самолет-носитель беспилотного сверхзвукового самолета- разведчика «Ворон«.

На начальных этапах проведения работ по эскизному проекту бомбардировщика Ту-160 прорабатывались варианты подвески БЛА со стартовой массой 6300 кг на самолете-носителе, но проектные проработки не были реализованы по причине прекращения работ над БЛА «Ястреб» в середине 1970-х годов. БЛА «Ворон» разрабатывался с начала 1970-х годов как аналог американского беспилотного сверхзвукового самолета-разведчика D-21.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13