Самолет Сикорский С-16
Страница 3

Вагонбалта (АО РБВЗ. - авт.).Ввидужелательностибольшую часть из указанных аппаратов иметь Сикорский 16, о чем ходатайствуют летчики, благоволите о распоряженииоприобретении имеющихся аппаратов и отпуске остальных . Послесоответствующего отношения ГВУ обратилось с запросом в АОРБВЗ, которое представило 21 августа своиусловиянавыполнение заказа на 18 самолетов С-16 (12 по табелю ЭВK и 6 на пополнение ежемесячной убыли). ИсполнительнаякомиссияОсобого совещания по обороне Государства одобрила эти условия, и24 октября 1915 г. ГВУ заключило с АО РБВЗ контрактNо.24130 на 18 самолетов С-16 под двигатели Рож или Гноммощностью в 80 или 100 л.с., а также18основныхи3дополнительных комплекта запасных частей. В комплект запасныхчастей входили, по сути дела, все основные детали самолета, ГВУ обязалось выплатить по 9500 рублей за каждыйсамолетипо 4500 и 7300 рублей закаждыйкомплектзапчастейсоответственно. Двигатели и винты каппаратамтакжедолжнобыло поставить ГВУ. Сроки поставки былиоговореныследующие:к 4,10.1915 -- 3 самолета, к 4.11.1915 - 4 самолета и7комплектов и к

4.12.1915 -- 11 самолетов и 14 комплектов. условия сдачи самолетов были жесткие. Все расходы по сдаче, упаковке ивозможному ремонту после поломок доллар-

но было нести АО РБВЗ. Обществу предоставлялся задаток в 25% стоимости контракта для налаживанияпроизводства.Еще25% должно было быть выделено на получениезаводомнеобходимых материалов. Воздухоплавательное отделение АО РБВЗ,переименованное в мае 1915г.вРусско-Балтийскийвоздухоплавательный завод (часто егосокращенноназывалиАвиаБалт), приступило в сентябре 1915 г. к подготовке производства(по заводскому обозначению, заказа Nо. 213). Однако не всепошло гладко. Только к концу месяца летчиками ЭВКбылиподготовлены замечания к первым опытным С-16,иИ.И.Сикорский смог приступить к устранению отмеченных недостатковвконструкции серийных аппаратов, получивших обозначение С-16сер. Им были присвоены заводские номера с 201 по215.Вместес опытными С-16 Nо. 154, 155 и 156 они должныбылисоставить контрактные 18 машин. В конструкцию серийных самолетов

И.И. Сикорский внес ряд небольших изменений посравнениюс опытными. Была изменена формахвостовогооперения.Другой стала площадь крыльев и т.д. коробка крыльев С-16сер.имела плоскости разных размеров, подобно опытному С-16 Nо. 156.С большими проблемами столкнулосьпроизводствоАвиа-Балтав связи со срывом поставок полуфабрикатов и комплектующихизделий (стальных и латунных труб,

листовой стали, колес, болтов ит.п,),многиеизкоторых доставлялись из-за границы, в основном из Швеции, В связис этим Сикорскому и его помощникампришлосьсрочнопереконструировать часть деталей и даже наладить назаводевыпуск стальных труб. Из-за вносимых изменений вес серийных самолетов С-16сер. получился различным иколебалсяот415,6до 423,2 кг. Директор Авиа-Балта М.Ф. Климыссеев предпринял все меры для ускорения работ по построже серии С-16сер.,благо, осенью 1915 г. появилось временноетехнологическоеокнов производстве воздушных кораблей Илья Муромец. Всесвободные рабочие были переведены на сборку легких самолетов, трудились сверхурочно, в выходные и в праздничныедни.Однако повторявшиеся одна за другой забастовки свели на нет все эти усилия. К концу ноября стало очевидным, что к срокуудастся закончить от силы лишь четыре (Ко. 206- 209)иззаказанных пятнадцати самолетов. Пришлось просить в ГВУ отсрочку, которая сопровождалась уплатой соответствующей неустойки. Только 4 января 1916 г. Авиа-Балт смог заявить оготовностипредставить к осмотру все 15 серийных самолетов С-16сер.Однако сдача их опять затянулась. Плохая погода прервала начатые 22 декабря 1915 г. прибывшим с фронта Г.И. Лавровымлетно-сдаточные испытания самолетов. Во время одного из первыхполетов на самолете Nо. 206 из-за сильных порывовветралетчик не смог при посадке справиться с управлением. Самолет и двигатель были сильно повреждены и ремонтировались до марта1916 г. С отъездом Лаврова на фронт на заводе не осталосьлетчиков-сдатчиков. Ссылаясь на условия контракта (АОРБВЗбыло обязано проводить сдаточные испытанияспомощьюзаводских летчиков и засвойсчет),ГВУотказывалосьпредоставить своих летчиков. Несвоевременно поступали из

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7