Тренажёрная подготовка будущих пилотов в интегративной системе диагностики и корригирования профессионально важных качеств
Страница 2

- на тренажёре безопасно отрабатывать действия лётного состава при моделировании аварийных ситуаций, которые невозможно или опасно создавать в реальном полёте;

- эксплуатация тренажёра намного экономичнее, чем самолёта.

Подготовка на тренажёрах даёт широкие возможности в исследовании новых прогрессивных методов и приёмов обучения, позволяет производить анализ допущенных ошибок в технике пилотирования и эксплуатации систем самолёта [8].

Существующая модель тренажёрной подготовки предполагает первоочередное решение задачи формирования автоматизированных сенсомоторных действий рефлекторного уровня [2]. Рефлексологический подход при подготовке будущих пилотов практиковался долгое время и был обоснован при использовании самолётов с простым управлением [10]. По мере усложнения систем управления воздушным судном возрастает роль и значение интеллектуальных профессионально важных качеств лётного персонала, что требует соответствующих корректив профессиональной подготовки будущих пилотов. Следует подчеркнуть весьма важный факт, установленный последними исследованиями в бласти лётной деятельности (В.А.Пономаренко, В.В. Лапа и др.), что навык, в том числе автоматизированный, в экстремальных условиях полёта не может обеспечить надёжность профессиональной деятельности лётного состава. В экстремальной ситуации высокоавтоматическая деятельность может нести «тормозящую» функцию в условиях, предопределяющих изменения структуры деятельности и в этой связи, необходимость прогнозировать развитие ситуации в зависимости от принятого решения. Иными словами, для анализа экстремальной ситуации, а, следовательно, и для умственного проигрывания гипотезы принятого решения, автоматизированного навыка недостаточно в виду его «косности» и твёрдой алгоритмизации. В таких условиях важную роль играют умения произвести селекцию 3 предстоящих возможных управляющих движений и принять правильное решение, где автоматизированный навык будет находиться под контролем сознания [11, 13]. Установлено [9], что суть непосредственно тренажёрной подготовки заключается в решении трёх видов задач: процедурных, решающих, прецептуально-моторных.

1. Процедурные:

- управление системой связи;

- работа с навигационным оборудованием;

- управление топливной системой;

- работа с датчиками.

2. Решающие:

- планирование полёта;

- действия в экстремальных ситуациях;

- определение порядка операций;

- распределение обязанностей между членами экипажа.

3. Прецептуально-моторные:

- ориентирование географическое;

- пилотирование самолёта;

- ведение связи;

- определение и идентификация опасности.

Опыт эксплуатации показывает, что в наибольшей степени решаются задачи процедурных навыков; в достаточной мере отрабатываются задачи, связанные сперцептуально-моторными навыками. Решение второй группы задач (решающие навыки) происходит в недостаточной степени. Это связано, главным образом, с трудностями объективной оценки навыков по принятию решения, с отсутствием методик оценивания психологических реакций пилотов на возникновение экстремальных ситуаций и их психофизиологической готовности к действиям в таких ситуациях. Можно предположить, что среди причин такой результативности тренажёрной подготовки то, что авиационные тренажёры, как специфическое средство профессиональной подготовки пилота, создавались авиационно-техническими специалистами для решения узких специфических задач. Соответственно, существующие программы тренажёрного обучения и критерии оценивания остаются прерогативой технической мысли, и не используют в полной мере психолого-педагогические теории и концепции образовательной технологии ХХ. века. Следовательно, предоставляется возможным, базируясь на методологических основах авиационной педагогики и психологии, актуализировать существующие возможности тренажёрной подготовки по диагностике и корригированию профессионально важных качеств будущих пилотов. Таких, как умение построить онцептуальную модель образа полёта на основе аналитических данных; умение произвести селекцию рабочих гипотез возможных действий и спрогнозировать развитие ситуации; умение принять единственное правильное решение; умение мысленно воссоздать образ деятельности, принять и реализовать решение. Важно отметить, что процесс диагностики и корригирования профессионально важных качеств будущих пилотов не должен ограничиваться рамками тренажёрной подготовки. Наоборот: методику диагностики и корригирования у будущих пилотов профессионально 4 важных качеств можно представить как совокупность специально вовлечённых средств наземной подготовки, интегративное ерманентное взаимодействие которых в ходе их функционирования направленно на формирование единого результата – успешности лётного обучения. При этом этапы наземной подготовки, предваряющие тренажёрную, должны обеспечивать фокусирование своих формирующих возможностей по диагностике и корригированию профессионально важных качеств на достижение готовности будущего пилота к успешному освоению пилотирования на комплексном ренажёре самолёта (рис.).

Страницы: 1 2 3 4 5