Аэробус (airbus)
Страница 1

В 1965 г. фирмы Франции, Великобритании и ФРГ начали независимые исследования проектов самолётов для сильно загруженных авиалиний малой и средней протяжённости, названные «аэробус» (airbus). В число создателей "Эрбас индастри" в итоге вошли "Аэроспатиаль Матра", "Даймлер Крайслер Аэроспэйс" и "Бритиш Аэроспэйс". Сначала самолёт рассматривали как 175-местный, но позднее его вместимость возросла до 220-260 пассажиров. В сентябре 1967 г. правительства Франции, ФРГ и Великобритании подписали меморандум о совместной разработке и серийном производстве европейского широкофюзеляжного самолета А300. Для руководства программой и координации деятельности фирм в декабре 1970 г. был образован консорциум Airbus Industries со штаб-квартирой в Тулузе (Франция).

Постройка первого опытного самолёта А300В1 началась в сентябре 1969 г. Первый полёт состоялся 28 октября 1972 г., а в конце июня 1973 г. - первый полёт самолёта А300В2, фюзеляж которого был удлинен на 2,6 м. По завершении лётных испытаний, в которых участвовали 4 машины, в середине марта 1974 г. её сертифицировали во Франции и ФРГ, а в конце мая 1974 г.- в США. Тогда же началось и серийное производство новых лайнеров.

Первый самолёт был поставлен в мае 1974 г. Первоначально на рынке появились лайнеры А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C. В конце 1976 г. начались поставки самолётов А300В2-200, которые оснащали ТРДД Pratt & Whitney JT9D-59A.

Следующей модификацией стал А300В4 с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полёта. Первый полёт опытная машина совершила 26 декабря

1974 г. Эту модель сертифицировали в марте 1975 г. Самолёт был оснащён аналоговым комплексом авионики с выводом информации на электромеханические индикаторы. Для индонезийской авиакомпании разработали кабину экипажа специальной компоновки (с приборной доской, где сосредоточены все необходимые индикаторы) - по так называемой концепции FFCC (Forward Facing Crew Cockpit). Регулярная эксплуатация самолёта началась в мае 1975 г.

А300В и опыт его разработки послужили базой для дальнейшей деятельности консорциума Airbus. На основе пассажирского самолёта были созданы грузопассажирский вариант А300С4 и грузовой - A300F4. Однако широкого распространения они не получили - всего было построено четыре машины. Эти машины имели по левому борту фюзеляжа перед крылом грузовую дверь размером 3,58x2,56 м. В кабине могли разместиться до 20 грузовых поддонов, а в нижних грузовых отсеках - до 20 контейнеров типа LDЗ общей массой до 40.000 кг.

В 1997 г. Национальный центр по исследованиям космического пространства Франции получил модифицированный самолёт А300 ZERO-G для имитации условий невесомости.

В конце 1980 г. консорциум Airbus приступил к разработке усовершенствованного варианта - А300-600 для авиалиний средней и большой протяжённости. К работе по этой модели консорциум приступил в конце 1980 г. В конструкции использовали переднюю и центральную секции фюзеляжа и крыло самолётов А300В2/В4, а хвостовую часть фюзеляжа взяли от самолёта А310. Кабина экипажа стала такой же, как и на А310, цифровые комплексы авионики - EFIS и ЕСАМ - также были взяты с модели А310. С целью обеспечения требуемой центровки, фюзеляж был удлинён на 0,53 м, на концах крыла установили «крылышки».

Опытный экземпляр (с двигателями JT9D-7R4H1) выполнил первый полёт 8 июля 1983 г. В начале марта 1984 г. он был сертифицирован во Франции. В марте 1985 г. завершилась сертификация варианта самолёта с двигателями CF6-80C2, а в сентябре начались его поставки. Первой эту модель получила таиландская авиакомпания Thai Airways.

На базе А300-600 был разработан вариант с увеличенной дальностью полёта - A300-600R. К его созданию консорциум Airbus приступил в 1985 г. Для увеличения дальности полёта дополнительный топливный бак ёмкостью 6150 л разместили в горизонтальном оперении. Это позволило решить ещё одну задачу - с помощью системы перекачки топлива стало возможно управлять балансировкой самолёта в полёте (впервые подобную систему использовали на самолёте A310-300).

Страницы: 1 2 3 4 5