Королев Сергей Павлович
Страница 1

КОРОЛЕВ Сергей Павлович (1906/07-1966), советский ученый и конст­руктор, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Под руководством Королева созданы баллистические и геофи­зические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различ­ного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), косми­ческие корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории соверше­ны космический полет человека и выход человека в космос. Ленинская пре­мия (1957). Репрессирован в 1938-1944; находился в заключении на Колыме (1938-1940); затем работал в КБ в Москве (1940-1942) и Казани (1942-1944).

Родился в семье учителя Павла Яковлевича Королева, из разночинцев. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в Нежине под Киевом в большой купеческой семье родителей матери, Н. Я. Москаленко. С 1917 г. жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаев­ной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную про­грамму, а в 1922-1924 гг. учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Становление в авиации

В 1921 г. познакомился с летчиками гидроотряда и активно участвовал в авиа­ционной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезгра­мотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

В 1924-1926 гг. учился в Киевском политехническом институте. В 1926 г. перевелся в Московское высшее техническое училище, где участвовал в организации первой в стране планерной школы, окончив ее, стал инст­руктором и испытателем планеров, также окончил школу летчиков, за­нимался в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. С четвертого курса со­вмещал учебу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 г. четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Кокте­беле, в 1929 г. представил там свой первый планер-паритель СК-1 «Кок­тебель», на котором сам же показал наибольшую продолжительность полета — 4 час. 19 мин. Тогда же, в 1929 г., посетил в Калуге К. Э. Циол­ковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полета планера на сверхдальность, но ученый посоветовал Королеву заняться решением проблемы космического полета. В качестве напутствия Циолковский по­дарил энтузиасту авиации свою последнюю книгу «Космические ракет­ные поезда» и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф. А. Цандеру.

В феврале 1930 г. Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (руководителем был А. Н. Туполев). В это время самолет уже строился, но из-за отсутствия надежного легкого авиадвигателя разбился при испытаниях, не успев показать ожидаемой рекордной дальности. Параллель­но Королев конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», — планер СК-3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 г. впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном поле­те. Сам Королев не смог осуществить этот полет из-за тифа, который дал тя­желое осложнение (временная глухота и расстройство памяти). После болез­ни он был вынужден записывать каждый намечаемый шаг, несмотря на то, что до заболевания обладал феноменальной памятью.

С марта 1931 г. Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в ЦАГИ, где летал вместе с М. М. Громовым, занимаясь, в ча­стности, отработкой первого отечественного автопилота. Но главным со­бытием во время его работы в ЦАГИ можно считать встречу с Цандером, который еще в сентябре 1930 г. начал программу огневых испытаний сво­его лабораторного ракетного двигателя ОР-1. Королев активно включает­ся в совместную работу.

В августе 1931 г. Королев женился на своей бывшей однокласснице К М. Вин-центини, ставшей врачом. В 1935 г. у них родилась дочь Наталья, но брак оказал­ся неудачным.

В сентябре 1931 г. в системе Осоавиахима создается Группа изучения реак­тивного движения (ГИРД) во главе с Цандером, в задачи которой входили разработка и испытание экспериментального ракетоплана РП-1 с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) ОР-2. В качестве исходного аппарата Королев предложил использовать бесхвостый планер Б. И. Черановского, который он предварительно всесторонне изучил в полете

Страницы: 1 2 3 4 5