Близнюк В.И.

Близнюк Валентин Иванович - главный конструктор ОАО «Туполев», руководитель работ по самому мощному в мире стратегическому авиационному комплексу Ту-160.

Валентин Иванович Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское Самарского района Восточно-Казахстанской области СССР.

После окончания средней школы, Валентин Иванович поступает в Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе, который оканчивает в 1953 году. В 1952 году Валентин Иванович приходит в ОКБ А.Н.Туполева. В стенах этого всемирно-известного авиационно-конструкторского предприятия он проходит путь от рядового инженера-конструктора до Главного конструктора Ту-160, являясь одним из наиболее авторитетных и последовательных представителей отечественной конструкторской школы выдающихся авиационных конструкторов ХХ века - Андрея Николаевича Туполева, Алексея Андреевича Туполева, Сергея Михайловича Егера, а также многих других известных авиационных конструкторов туполевского ОКБ, составивших славную когорту признанных авиационных специалистов, как у нас, так и за рубежами нашей Родины.

Как известно, по прошествии полувека, 50-е годы в истории отечественной и мировой авиации, особенно военной, по праву называют «Золотым веком». По обе стороны «железного занавеса» на развитие авиации денег не жалели. В ведущих авиационных державах мира каждый год создавались все новые и новые боевые самолеты различного назначения, выходили на трассы первые реактивные пассажирские самолеты, мировая, в том числе отечественная, уверенно взяла звуковой барьер, начались работы по гиперзвуковым летательным аппаратам, новые сверхскоростные самолеты прокладывали дорогу будущим ударным и космическим ракетоносителям и космическим аппаратам, создавались дозвуковые и сверхзвуковые беспилотные самолеты, самолетостроители получили в свои руки новые мощные и экономичные реактивные двигатели, современное оборудование, о которых всего несколько лет назад они и не могли мечтать. Все это позволило авиации сделать в эти годы качественный скачок, последствия, которого мы, живущие уже в начале ХХI века, ощущаем до сих пор. Именно на этот бурный период развития авиации пришлось формирование Валентина Ивановича Близнюка как творческой личности инженера-самолетостроителя. К счастью для Валентина Ивановича это формирование происходило в стенах ОКБ А.Н.Туполева, которое всегда было на самых передовых рубежах развития авиационной техники, где сложилась проверенная годами традиция по воспитанию прекрасных кадров авиастроителей, способных решать самые сложные и разнообразные задачи, которые постоянно ставила страна перед этим ОКБ, требуя создания в самые короткие сроки современных боевых и гражданских самолетов, технический уровень которых должен был соответствовать лучшим мировым образцам.

Придя в ОКБ в начале 50-х годов, Валентин Иванович сразу попал в гущу событий, связанных с созданием туполевских самолетов того периода. Как молодому инженеру-проектировщику, под руководством такого мэтра отечественного самолетостроения, как Сергей Михайлович Егер, Валентин Иванович участвовал в проектировании турбовинтового оригинального опытного тактического ударного самолета Ту-91 (первый полет 1954 г.), по своим концептуальным и техническим решениям на многие годы обогнавшим свое время; серийного стратегического бомбардировщика Ту-95 с двигателями НК-12 (1954 г.) и его различных модификаций, самолета позволившего реально дать симметричный ответ американской ядерной стратегической авиационной угрозе в лице межконтинентального бомбардировщика В-52; одного из первых в СССР тяжелого сверхзвукового опытного самолета фронтового бомбардировщика Ту-98 (1956 г.), в дальнейшем ставшим основой для создания серийного сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128; опытного прототипа сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 самолета «105» (Ту-105» (1958 г.); опытного военно-транспортного самолета Ту-107 (1958 г.), а также в работах по многим другим проектам, которые в те годы прорабатывались в ОКБ.

Во второй половине 50-х годов в ОКБ А.Н.Туполева формируется новое направление по созданию беспилотной авиационной техники. Формируется новое подразделение под руководством Алексея Андреевича Туполева, задачей которого на многие годы становится создание сверхзвуковых и дозвуковых беспилотных самолетов различного назначения и комплексов на их основе. С 1957 по 1972 годы Валентин Иванович непосредственно руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов: опытного однорежимного сверхзвукового стратегического ударного Ту-121 «С» (1959 г.), серийного однорежимного разведывательного сверхзвукового оперативно-стратегического Ту-123 «Ястреб» (1960 г.); серийного разведывательного многоразового дозвукового тактического Ту-143 «Рейс» (1970 г.); серийного разведывательного многоразового дозвукового оперативно-тактического Ту-141 «Стриж» (1974 г.). В этот же период Валентин Иванович занимался проектированием уникальных воздушно-космических систем - ударной беспилотной Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда». Эти работы позволили сделать большой научно-технический задел для дальнейшего развития отечественной авиации, в том числе и для создания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, ставшего огромным достижением отечественной авиационной промышленности в 60- 70 - е годы ХХ века.

Как известно, Главным конструктором Ту-144 и его модификаций был Алексей Андреевич Туполев. Разработкой компоновки и увязкой технического проекта Ту-144, работами по поиску наиболее рациональных путей развития проекта руководил Валентин Иванович, сначала в должности начальника бригады, а затем начальника отдела «Общих видов», в ранге Заместителя Главного конструктора. Проектные работы по Ту-144 начались в 1963 году, первый образец этого уникального самолета был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки и в 1968 году впервые поднялся в воздух. Работы над Ту-144, как в его первых вариантах, так и в серийных образцах, позволили отечественной авиационной промышленности сделать качественный скачок в своем развитии, подняв ее научно-технический и технологический потенциал на новый уровень, позволивший ей в 70-е и 80-е годы создать целое семейство современных боевых и гражданских самолетов различного назначения, продолжающих в своих модернизированных вариантах составлять основу нашей авиации и в настоящее время. С 1969 года Валентин Иванович начальник отдела. Помимо работ по проектированию Ту-144, он - один из активных участников процесса по первой в стране сертификации этого СПС. Для туполевского ОКБ многие технические решения, освоенные и внедренные при создании Ту-144 стали отправными при проектировании многорежимного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М (модификации Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и Ту-22М3), других новых самолетов ОКБ, а также стратегического авиационного комплекса Ту-160.

Начальные проектные работы по Ту-160 начались в конце 60-х – начале 70-х годов, к середине 70-х годов, после проработки большого числа вариантов сложился его окончательный облик - стратегического многорежимного самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Валентин Иванович активно участвовал во всех предварительных работах по проектированию этого самолета. В 1975 году его назначают Главным конструктором, руководителем работ по Ту-160, одновременно Валентин Иванович становится заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» - Алексея Андреевича Туполева.

На плечи Валентина Ивановича легло руководство разработкой технического проекта Ту-160, а также обеспечение координации работы нескольких сотен отечественных предприятий и организаций, привлеченных к созданию этого уникального комплекса, работ по постройке опытных и серийных образцов, его испытаниям и доводкам, освоению в строю и поддержанию эффективной и безопасной эксплуатации самолета и комплекса. В рамках создания самолета, непосредственно под его руководством проводились сложнейшие и важнейшие работы по оптимизации выбранной аэродинамической схемы самолета и его силовой установки с четырьмя многорежимными двухконтурными трехкаскадными ТРДФ НК-32 и с многорежимными подкрыльевыми воздухозаборниками с вертикальным клином в аэродинамических трубах, на специальных стендах, летающих лабораториях и на опытных Ту-160. Первый опытный Ту-160 впервые поднялся в воздух 18 декабря 1981 года. После выполнения большого объема испытаний самолета, его силовой установки, систем оборудования и вооружения, комплекс поступил в 1987 году в опытную эксплуатацию в ВВС.  
Близнюк Валентин Иванович

В ходе создания Ту-160 в отечественной авиационной промышленности была осуществлена очередная научно-техническая, технологическая и производственная революции, обеспечившие создание уникальной серийной производственной базы тяжелого самолетостроения и в этом огромная заслуга ОКБ и Главного конструктора В.И.Близнюка.

По своим летно-техническим и тактическим характеристикам комплекс Ту-160, разработанный в ОКБ, под руководством В.И.Близнюка, на сегодняшний день продолжает оставаться самым мощным в мире ударным комплексом, превосходя по многим своим характеристикам аналогичные зарубежные авиационные ударные комплексы, продолжая оставаться одной из основ боевой мощи авиации России.

С поступлением в ВВС и началом эксплуатации комплекса Ту-160, работы по его развитию не прекратились. Под руководством Валентина Ивановича было проработано несколько модификационных и модернизационных программ по Ту-160, в том числе вариант с новыми более экономичными двигателями, вариант с новым составом ударного вооружения, вариант дальнего перехватчика-постановщика, вариант под составную авиационно-космическую систему для вывода на околоземные орбиты искусственных спутников земли и т.д.

В настоящее время под руководством Главного конструктора В.И. Близнюка в рамках Гособоронзаказа ведутся опытно-конструкторские работы по дооснащению комплекса Ту-160 новыми авиационными средствами поражения, поддержанию боеготовности строевых самолетов и комплекса в целом, модернизации радиоэлектронного оборудования самолета.

В декабре 2005 года комплекс Ту-160 был официально принят на вооружении ВВС. В настоящее время комплекс Ту-160 рассматривается как многоцелевой ударный комплекс, в основе которого лежит многорежимный ракетоносец-бомбардировщик, способный решать большой круг задач в интересах обороноспособности страны на различных театрах военных действий, в широком диапазоне скоростей и высот полета, в независимости от метеоусловий и времени суток, с использованием ракетного и бомбового вооружения, как в обычном, так и в специальном снаряжении. Комплекс является эффективным средством вооруженной борьбы в руках российской дальней авиации, воплотившим в себе огромный опыт и новейшие достижения нашей авиационной промышленности.

Помимо работ по комплексу Ту-160, Валентин Иванович в последнее десятилетие руководил проектированием среднего грузового самолета Ту-204-330. Проект разрабатывался на базе пассажирских самолетов семейства Ту-204/214 и имел с ним высокий уровень унификации. Ту-204-330 был проработан в ОКБ в нескольких целевых вариантах применения и достиг высокой степени готовности по своему уровню проработки.

Главный конструктор В.И.Близнюк заслуженно пользуется большим авторитетом на предприятиях и в организациях авиационной промышленности, в Вооруженных силах Российской Федерации. Авиационные и военные специалисты знают Валентина Ивановича как исключительно скромного и порядочного человека, имеющего свою четкую гражданскую и техническую позицию на пути дальнейшего развития тяжелой боевой авиации и всей отечественной авиапромышленности в целом, отдающего все свои силы, знания и опыт делу создания и оснащения наших ВВС современными самолетами в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации в нынешнем неспокойном мире. За многие годы им создана конструкторская школа по проектированию тяжелых боевых самолетов, подготовлен целый ряд опытных специалистов, которые вместе с ним продолжают и укрепляют славные традиции туполевской фирмы по созданию современной авиационной техники.

Большой вклад Валентина Ивановича Близнюка по достоинству оценен - он Лауреат Государственной премии СССР, Почетный авиастроитель, награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством IV степени», «Знак Почета», юбилейными медалями Академика А.Н.Туполева и создателя ракетного авиационного вооружения А.Я. Березняка, Главного маршала авиации А.Е.Голованова, а также медалями Росавиакосмоса «Звезда Икара» и «Звезда Голубой планеты». За большой вклад В.И.Близнюка в создание авиационной техники для ВВС Решением Военного Совета 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) в 2006 году боевому модернизированному ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 (бортовой номер «19») присвоено почетное наименование «Валентин Близнюк».
 

Смотрите также

Stemme S10 Мотопланер
В программе полетов на Салоне в Берлине значилось: летательный аппарат Штемме S-10. Отточенные, безукоризненные аэродинамические формы, убирающееся шасси с довольно узкой колеей, двухместная закрытая ...

B-срыв
Это один из наиболее удобных и эффективных методов быстрого спуска. Не снимая с кистей ручки клевант, найдите B-ряды и плавным движением втяните их на 25-30 сантиметров. Режим развивается за 2-3 секун ...

Chase XCG-20 Тяжелый транспортно-десантный планер
История планера XCG-20 началась 2 декабря 1946 г. подписанием контракта с военными на постройку двух тяжелых цельнометаллических десантно-транспортных планеров. Через два года заказ был выполнен. Новы ...