Предпосылки к возникновению

Проект самолета БЭЛЛА возник в связи с необходимостью значительного снижения эксплуатационных затрат за счет исключения из инфраструктуры авиационного обслуживания аэродромов. Разработка проекта легкого 10-ти местного безаэродромного самолета БЭЛЛА-2 проводилась на основании результатов исследования экспериментального образца Аналога АКЛА (БЭЛЛА-1).
В условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока России аэропортовые расходы достигают 70 и более процентов от всех затрат на обслуживание летательных аппаратов (ЛА). Это с одной стороны. С другой стороны, в указанных регионах существует множество естественных ровных взлетно-посадочных площадок (ВПП) как летом, так и зимой в виде озер, рек, болот, полей и т. д. 
Известные на сегодня традиционные летательные аппараты: самолеты и вертолеты не могут эксплуатироваться с естественных ВПП в указанных регионах без смены взлетно-посадочных устройств (ВПУ) и специально подготовленных ВПП. Так, известный российский самолет АН-2 имеет три сменных ВПУ: колесное, лыжное, гидропоплавковое. Первые два требуют ВПП. Вертолет также требует в зависимости от времени года смены ВПУ. Более того, вертолет не может совершить посадку, например, на болото без специально подготовленных ВПП, а на глубокий снег, высокую траву - по причине отрицательного экранного эффекта.
На замену ВПУ и подготовку ВПП требуются огромные эксплутационные затраты, что приводит к низкой транспортной эффективности ЛА. Попытки установить на ЛА два ВПУ, например, на гидросамолет дополнительно установить колесное шасси приводит к увеличению массы конструкции и к снижению его транспортной эффективности.
Все указанные недостатки исключаются в самолете БЭЛЛА-2. Самолет может совершить взлет и посадку на любую ровную естественную площадку в любое время года. Ему не нужно менять ВПУ. Более того, такой самолет менее чувствителен к погодным условиям, например, к направлению ветра, видимости. Он может двигаться в режимах самолета, аппарата на воздушной подушке, экранолета, а также совершать укороченный взлет и посадку. 
После проведения научно- исследовательских работ (теоретических расчетов и продувок в аэродинамических трубах) в 1994 году был построен экспериментальный образец такого ЛА. В течение 2-х лет проводились вначале заводские стендовые испытания. Затем первый этап летных испытаний: скоростные пробежки и подлеты в условиях, приближенных к естественным, заснеженное сельскохозяйственное поле, застывшая река, пойма реки в летних условиях и вода.
ЛА показал высокие взлетно-посадочные характеристики и подтвердил результаты исследований в аэродинамических трубах и расчетные данные.
На ЛА получены патенты РФ, США и Германии в статусе изобретения и промышленного образца РФ.
 

Смотрите также

Грибовский Г-14 Многоцелевой планер
Г-14 проектировался и строился как двухместный учебный аппарат для обучения фигурным и буксировочным полетам. Представлял собой подкосный низкоплан с двухколесным шасси (колеса 400x150мм в обтекателях ...

Торможение космических аппаратов в атмосфере
Торможение в разреженной атмосфере можно моделировать мгновенными импульсами в перицентре, благодаря чему уменьшается длина большой полуоси орбиты. В результате эллиптическая орбита с каждым оборотом ...

Грибовский Г-9 Пилотажный планер
Осенью 1931 г. Грибовский организует экспериментальные буксирные полеты уже вполне распространенного планера Г-2бис за самолетом У-1. Одновременно он обучает правилам буксировки еще нескольких летчико ...