Оперативно тактический комплекс 8К14 Р-17 SS-1C "Scud-B" Р-17В 9К72 Р-17М SS-1D "Scud-C" SS-1E "Scud-D"
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Оперативно тактический комплекс 8К14 Р-17 SS-1C "Scud-B" Р-17В 9К72 Р-17М SS-1D "Scud-C" SS-1E "Scud-D"

Диаметр корпуса ракеты 0,884
Длина, м 11,25
Максимальный диаметр корпуса, м 1,8
Стартовая масса, т 6,3
Дальность стрельбы, км 989
Масса ядерного заряда 9Н33 (100кТ) , кг 1016
Масса химического заряда 8Ф44Г, кг 985
Точность стрельбы, м 450
 

В 1962 году на вооружение принимается армейский оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 (8К14), созданный в ОКБ-1. Ракета имела жидкостный двигатель, вес горючего - 852 кг, вес окислителя - 2919кг. Система наведения инерциальная. Ракета оснащалось ядерной боевой частью весом 989 кг. РА-17 или РА-104 (в зависимости от модификации) в корпусе 8Ф14, фугасной 8Ф44 весом 1016кг или химической весом 985 кг.
5 февраля 1962 года вышло Постановление СМ № 135-66 о начале разработки ракетно-вертолётного комплекса Р-17В. Для него разработали упрощенную и облегчённую пусковую установку, способную транспортировать ракету на небольшие расстояния. Такая установка с ракетой должна была скрытно перевозиться тяжелым вертолетом Ми- 10 в любой район, в том числе такой, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. После приземления вертолетная пусковая установка (ВПУ) выходила в точку пуска ракет. Таким образом противник получал неожиданный ракетный удар. Однако идея использования ВПУ имела и ряд изъянов, поэтому в 1965 году работы по ней были прекращены на стадии испытаний опытного образца.
В 1964 году проходят испытания новая химическая головная часть 8Ф44Г «Туман-3» и новая ядерная боевая часть в корпусе 9НЗЗ. В этом же году проходит летные испытания модернизированная ракета Р-17М. 
В 1967 году на вооружение принимается модернизированная ракета Р-17 с более мобильной ПУ 9П117 на колесном шасси типа МАЗ-543А. Комплекс получил индекс 9К72. Фактически серийное производство 2П 19 на шасси «810» было прекращено согласно Постановлению № 1116 от 10.10.1962 г. Этим же Постановлением был предусмотрен перевод пусковой установки на шасси МАЗ-543. На западе комплекс получает обозначения SS-1D "Scud-C". По данным из зарубежных источников дальность стрельбы была увеличена до 575-600 км, а точность до 900 метров, хотя некоторые источники указывают и другие цифры - 300 км и 450 метров.
Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.
С 1967 года в ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) шли лабораторные испытания опытной головки самонаведения для оперативно-тактических ракет. Первый пуск ракеты Р-17 с такой головкой состоялся 29 сентября 1979 года на полигоне Капустин Яр. Несколько позже конструкция ракеты была улучшена. Головная часть стала отделяемой, на ней установили рули. В ЦНИИАГ была создана специальная ЭВМ, с которой по кабелю информация передавалась в бортовую ЭВМ ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Опытно-конструкторская работа по этой теме была закончена в 1989 году. О том поступили эти ракеты на вооружение или нет, а также о том какие маркировки и индексы она получила точных данных к сожалению пока нет.
Р-17 разошлась по миру и породила огромное количество модификаций. Уникальность этой ракеты состоит ещё и в том, что Р-17 одна из немногих баллистических ракет принимавших участие в реальных боевых действиях и по количеству боевых пусков проигрывает только ФАУ-2. (Из баллистических ракет кроме Р-17 еденичные боевые пуски были только у комплекса "Точка-У"). Кроме того история Р-17 и остаётся мало изученной. Разные источники приводят совершенно разные даты, ТТХ и обозначения.
 

Смотрите также

Viper S
Если вы ищете подвесную системы для участия в соревнованиях мирового уровня, или для рекордных полетов, предъявляющих жесткие требования к аэродинамике подвески, то можете считать, что уже нашли! Фирм ...

Ожоги
Повреждения тканей организма, вызванные действием высокой температуры или химических веществ, называются ожогами. Ожоги могут быть от перегрева на солнце или при работе с моторными дельтапланами. Ожо ...

Агальцов Ф.А.
Маршал авиации Агальцов Филипп Александрович. Родился 20 января 1900 года в с. Солдатское Тульской области в семье крестьянина. В 15 лет поступил на Обуховский завод, где проработал 4 года. В армии с ...