Оперативно тактический комплекс 8К14 Р-17 SS-1C "Scud-B" Р-17В 9К72 Р-17М SS-1D "Scud-C" SS-1E "Scud-D"
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Оперативно тактический комплекс 8К14 Р-17 SS-1C "Scud-B" Р-17В 9К72 Р-17М SS-1D "Scud-C" SS-1E "Scud-D"

Диаметр корпуса ракеты 0,884
Длина, м 11,25
Максимальный диаметр корпуса, м 1,8
Стартовая масса, т 6,3
Дальность стрельбы, км 989
Масса ядерного заряда 9Н33 (100кТ) , кг 1016
Масса химического заряда 8Ф44Г, кг 985
Точность стрельбы, м 450
 

В 1962 году на вооружение принимается армейский оперативно-тактический ракетный комплекс Р-17 (8К14), созданный в ОКБ-1. Ракета имела жидкостный двигатель, вес горючего - 852 кг, вес окислителя - 2919кг. Система наведения инерциальная. Ракета оснащалось ядерной боевой частью весом 989 кг. РА-17 или РА-104 (в зависимости от модификации) в корпусе 8Ф14, фугасной 8Ф44 весом 1016кг или химической весом 985 кг.
5 февраля 1962 года вышло Постановление СМ № 135-66 о начале разработки ракетно-вертолётного комплекса Р-17В. Для него разработали упрощенную и облегчённую пусковую установку, способную транспортировать ракету на небольшие расстояния. Такая установка с ракетой должна была скрытно перевозиться тяжелым вертолетом Ми- 10 в любой район, в том числе такой, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. После приземления вертолетная пусковая установка (ВПУ) выходила в точку пуска ракет. Таким образом противник получал неожиданный ракетный удар. Однако идея использования ВПУ имела и ряд изъянов, поэтому в 1965 году работы по ней были прекращены на стадии испытаний опытного образца.
В 1964 году проходят испытания новая химическая головная часть 8Ф44Г «Туман-3» и новая ядерная боевая часть в корпусе 9НЗЗ. В этом же году проходит летные испытания модернизированная ракета Р-17М. 
В 1967 году на вооружение принимается модернизированная ракета Р-17 с более мобильной ПУ 9П117 на колесном шасси типа МАЗ-543А. Комплекс получил индекс 9К72. Фактически серийное производство 2П 19 на шасси «810» было прекращено согласно Постановлению № 1116 от 10.10.1962 г. Этим же Постановлением был предусмотрен перевод пусковой установки на шасси МАЗ-543. На западе комплекс получает обозначения SS-1D "Scud-C". По данным из зарубежных источников дальность стрельбы была увеличена до 575-600 км, а точность до 900 метров, хотя некоторые источники указывают и другие цифры - 300 км и 450 метров.
Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.
С 1967 года в ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) шли лабораторные испытания опытной головки самонаведения для оперативно-тактических ракет. Первый пуск ракеты Р-17 с такой головкой состоялся 29 сентября 1979 года на полигоне Капустин Яр. Несколько позже конструкция ракеты была улучшена. Головная часть стала отделяемой, на ней установили рули. В ЦНИИАГ была создана специальная ЭВМ, с которой по кабелю информация передавалась в бортовую ЭВМ ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Опытно-конструкторская работа по этой теме была закончена в 1989 году. О том поступили эти ракеты на вооружение или нет, а также о том какие маркировки и индексы она получила точных данных к сожалению пока нет.
Р-17 разошлась по миру и породила огромное количество модификаций. Уникальность этой ракеты состоит ещё и в том, что Р-17 одна из немногих баллистических ракет принимавших участие в реальных боевых действиях и по количеству боевых пусков проигрывает только ФАУ-2. (Из баллистических ракет кроме Р-17 еденичные боевые пуски были только у комплекса "Точка-У"). Кроме того история Р-17 и остаётся мало изученной. Разные источники приводят совершенно разные даты, ТТХ и обозначения.
 

Смотрите также

Альбатрос
Дирижабль "Альбатрос" - 1912 Дирижабль "Альбатрос" был построен в России в 1912 году на Ижорском заводе. Возвышение в носовой части дирижабля - пулеметное гнездо. После одного про ...

Вертолеты марки "Ка"
  ...

Высокая грузоподъемность и способность транспортировать крупно-габаритные грузы
Аппараты "ЭКИП" способны осуществлять перевозку тяжелых (100 и более тонн) крупно-габаритных грузов за счет: - большой площади аппаратов "ЭКИП" в плане (в З-4 раза больше, чем на с ...