Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36-О. 8К69 SS-18 "Satan"
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36-О. 8К69 SS-18 "Satan"

В 1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых глобальных или орбитальных ракет - Р-36-О в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Челомея. На вооружение была принята только Р-36-О (в печати приводится также вариант названия Р-36 орб).
Разработка ракеты в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля начата 16 апреля 1962 года после выхода постановления правительства "О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов".
"Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества:
неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистическихмежконтинентальных ракет;
возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений;
меньшее время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем полёта головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению);
невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке;
возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска.
Основное преимущество орбитальной ракеты Р-36 Орб. заключалось в ее способности эффективно преодолевать противоракетную оборону противника ".
Энергетические возможности ракеты Р-36 позволяли выводить ядерную боеголовку в космос на низкую орбиту. Масса ГЧ и мощность боезаряда снижались, но достигалось важнейшее качество - неуязвимость для систем ПРО. Ракета могла нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась система противоракетной обороны со станциями предупреждения о ракетном нападении, а с южного направления, где уСоединённых Штатов системы ПРО не было.
Эскизный проект двухступенчатой орбитальной ракеты разработан в декабре 1962 года.
В орбитальном варианте (ракета 8К69) в состав орбитальной головной части (ОГЧ) ракеты кроме боевой части входит отсек управления. Здесь размещены двигательная установка и приборы СУ для ориентации и стабилизации головной части (ГЧ). Тормозной двигатель ОГЧ - однокамерный.Его турбонасосный агрегат (ТНА) запускается от порохового стартера. Двигатель работает на тех же компонентах топлива, что и двигатели ракеты... Стабилизацию ОГЧ по тангажу и рысканью на участке активного торможения при спуске с орбиты выполняют четыре неподвижных сопла, работающие на выхлопных газах турбины. Подача газа в сопла регулируется дроссельными устройствами. Стабилизацию по крену осуществляют четыре тангенциально расположенных сопла. Система ориентации, управления и стабилизации (СУОС) ОГЧ - автономная, инерциальная. Она дополнена радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды - в начале орбитального участка и перед подачей тормозного импульса.
Тормозной двигатель установлен в центральной части отсека управления внутри тороидального топливного модуля. Принятая форма топливных емкостей позволила сделать компоновку отсека оптимальной и снизить массу его конструкции. Внутри топливных емкостей для надежности запуска и работы двигателя в состоянии невесомости установлены разделительные сетки и перегородки, обеспечивающие надежную бескавитационную работу насосов двигателя. Тормозная двигательная установка создает импульс, переводя ОГЧ с орбитальной траектории на баллистическую. ОГЧ при боевом дежурствехранится,как и ракета.в заправленном состоянии. Первая ступень ракеты оснащена маршевым двигателем РД-261, состоящим из трех двухкамерных модулей РД-260. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-262. Двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетраоксид (AT).
Агрегаты стартового оборудования наземного комплекса для проведения испытаний ракеты на полигоне Байконур разработаны в КБТМ.
"С созданием комплекса 8П867 работы на площадке № 67 Байконура не завершились. Когда подоспела очередная ракета 8К69 ОКБ Янгеля, для обеспечения ее лётной отработки была реконструирована вторая стартовая площадка этого комплекса. Новый стартовый комплекс получил индекс 8П869. Схожесть параметров и технологии подготовки ракет 8К69 и 8К67 потребовали создания относительно небольшого количества новых стартовых агрегатов, семь из которых были разработаны ГСКБ (КБТМ) и семь - смежными предприятиями. В основном наземное оборудование было доработано и унифицировано для обеих ракет. Новый комплекс прошел испытания, был принят в эксплуатацию и в период 1965-1966 гг. обеспечил подготовку и пуск 4-х ракет 8К69".
Первоначально ампулизация Р-36-О, как и ракеты Р-36, не была предусмотрена. Работы по ампулизации начаты после выхода приказа ГКОТ от 12 января 1965 года.
В конце 1964 года на Байконуре началась подготовка к проведению испытаний. Первый пуск Р-36-О произведен 16 декабря 1965 года. Испытания завершены в мае 1968 года.
Вспоминает полковник в отставке Георгий Смысловских:
"Испытания ракеты Р-36-О начались в конце 1965 года. Председателем государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского генерал-лейтенант Федор Петрович Тонких. Первый пуск ракеты Р-36-О 16 декабря 1965 года был аварийным. Во вре • мя окончания заправки 2-й ступени горючим, в ресиверной, из которой шел наддув емкостей горючего азотом, началась утечка азота. Учитывая, что запас азота был на две заправки, мы могли бы закончить заправку при травлении азота, но руководитель испытаний направил в ресиверную специалистов управления, при работе которых по поиску травления азота прошла ложная команда на отстрел на-полнителей 2-й ступени. Наполнители отстыковались, горючее с высоты хлынуло на бетон, от удара воспламенилось, и начался пожар".
В 1966 году было проведено четыре спешных испытательных пуска.
"Следует отметить тот факт, что в декабре 1965 г. (дата нуждается в уточнении - прим. авт.) был произведен пуск глобальной ракеты 8К69. Ракета стартовала с НИИ-5 МО, вывела на круговую орбиту высотой 150 км и наклонением 65° орбитальную головную часть, которая, совершив один виток вокруг Земли, попала в заданный район с отклонениями от расчётной точки падения по дальности и направ-лению, соответствующими заданным по тактико-техническим требованиям Министерства обороны (ТТТ МО)".
Постановлением правительства 19 ноября 1968 года орбитальная ракета Р-36-О принята на вооружение. Комплексы в ШПУ ОС поставлены на боевое дежурство на полигоне Байконур 25 августа 1969 года. Серийное производство развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.
18 пусковых установок орбитальных ракет Р-36-О с ядерными боеголовками были развёрнуты к 1972 году в единственном позиционном районе - на полигоне Байконур.Ракетная бригада для эксплуатации Р-36-О была сформирована в октябре 1969 года. К июлю 1979 года на базе управления бригады, а также управлений отдельных инженерно-испытательных частей, осуществлявших пуски ракет Р-36 и Р-16, на Байконуре было сформировано управление отдельных инженерно-испытательных частей (ОИИЧ).
В 1982 году полигон Байконур передан Главному управлению космических средств Министерства обороны (ГУ-КОС). В январе 1983 года в соответствии с договором ОСВ-2 ракетный комплекс Р-36-О был снят с боевого дежурства. К 1 ноября 1983 года управление ОИИЧ на Байконуре расформировано. 

Смотрите также

Российская армейская авиация в I мировой войне (кампания 1917 года)
Компания 1917 года. В начале 1917г. русский Императорский Военно-воздушный флот действовал на пяти фронтах: Северном, Западном, Юго-Западном, Румынском и Кавказском. Николай II высоко оц ...

Влияние рельефа на направление ветра
Влияние рельефа на направление ветра довольно велико. Различные естественные и искусственные препятствия на пути движущегося воздуха в зависимости от своих размеров и форм по-разному изменяют скорость ...

Схемы гибких мембранных крыльев
На сегодняшний день имеется несколько схем. Это крылья одно-, двух и трех купольные с коническими куполами, двух купольные с цилиндрическими куполами и круглое одно- и двух купольное крыло с куполами, ...