Крылатые ракеты наземного базирования

На вооружении американских ВВС имелся еще один тип ядерных ракет средней дальности - крылатые ракеты (КР) наземного базирования с большой дальностью полета. Этот тип стратегических вооружений был создан по созданию САК и предназначался для реализации концепции ограниченной ядерной войны. Когда в начале 70-х годов было принято решение о создании таких ракет, работы не пришлось начинать на пустом месте.
Еще в конце 60-х годов по заданию министерства ВМС ряд фирм приступил к проведению опытно-конструкторских работ по разработке противокорабельной ракеты с дальностью стрельбы около 500 км.
Крылатые ракеты разрабатывались на конкурсной основе пятью фирмами. После экспертной оценки были отобраны два проекта - корпораций Дженерал Дайнемикс и Боинг. Именно они в последствии и стали главными разработчиками комплексов с КР BGM-109 Томагавк для ВМС и AGM-86 для ВВС. Именно на базе первой ракеты и было принято окончательное решение о создании мобильного наземного комплекса с КР средней дальности. Контракт с корпорацией Дженерал Дейнемикс был подписан в 1976 году, после чего ее персонал приступил к детальному проектированию и постройке первых опытных образцов.
В 1983 году крылатая ракета BGM-109G Томагавк (американское полное обозначение GLCM - Ground Launched Cruise Missile) была принята на вооружение в 1983 году. Практически сразу же ВВС приступили к развертыванию первого отряда с 16 ракетами на базе в Гринэм-Коммон, Англия, которая к 31 декабря этого же года была введена в состав боеготовых ядерных сил США и НАТО. Всего до декабря 1984 года было проведено 14 летных испытаний ракет GLCM, в том числе девять успешных и пять неудачных.
Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН.
Главной изюминкой ракеты была комбинированная система управления, состоявшая из инерциальной системы с бортовой ЭВМ и корреляционной системы TERCOM. После пуска ракеты наведение осуществлялось инерциальной системой, периодически корректируемой для компенсации накапливающейся ошибки корреляционной системой TERCOM на основе сравнения профиля пролетаемой местности с эталонными данными, введенными в память бортовой ЭВМ ракеты. КВО при стрельбе составляло около 35 м. Карты для системы TERCOM в цифровой форме представляют собой матрицы высот отдельных участков местности. Они (до 10) должны вводиться в процессе предстартовой подготовки ракеты непосредственно перед запуском. Между зонами коррекции ракета наводится в направлении заранее запрограммированных участков местности, пролетая между ними по прямолинейной траектории. Высота и скорость полета при этом соответствует установленным перед пуском значениям в пределах 60-100 м и 750-850 км/ч соответственно.
Планировалось, что программируемый маршрут полета ракеты обеспечит ее маскировку, обход известных районов расположения средств ПВО противника, а также имитацию ложных атак. Существовала возможность дополнять комбинированную систему управления цифровой электронно-оптической системой DSMAC для наведения на конечном участке полета. В этом случае КВО могло составить 20-30 м. На BGM-109G устанавливалась моноблочная ядерная боевая часть с зарядом в 200 кт. Максимальная дальность стрельбы составляла 2600 км.
В состав одного ракетного комплекса включались четыре ТПУ и два центра управления пуском. Между собой они соединялись волоконно-оптическим кабелем, стойким к воздействию электромагнитного импульса. Последний был размещен на двухосном прицепе с кабиной, который буксировал тягач. Несмотря на солидную массу (35,4 т и 37 т) боевые агрегаты комплекса могли передвигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 80 км/ч. Время подготовки к занятию боевой готовности после марша составляло 10-20 минут. Время предстартовой подготовки ракет к старту -5 минут. Интервал между пусками - 1 минута.
В мирное время вся техника ракетного комплекса находилась в пределах ракетной базы в специальных укрытиях, способных выдержать попадание средней авиабомбы. С переводом в высшие степени боевой готовности подразделения должны были выводиться в назначенные районы. Дальнейшее их применение могло зависеть от развития военно-политической обстановки. К моменту подписания Договора об РСМД на территории Западной Европы было развернуто 309 крылатых ракет BGM-109G. Все они являлись составной частью ракетно-ядерных сил средней дальности. Подразделения с КР входили в состав командования ВВС США в Европейской зоне. Официально считалось, что ракетные комплексы подчинены главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силам НАТО в Европе. Фактически все они включались в американский план поражения стратегических целей (СИОП).
Сравнительно большое время полета до целей, исчисляемое несколькими часами, предопределило выбор возможных объектов поражения для них. Ими могли стать, по большей части, площадные цели, некритичные ко времени поражения, например, аэродромы, военно-морские базы или склады стратегических резервов. Несмотря на ряд очевидных достоинств, таких как высокая живучесть, скрытность и точность нанесения ядерного удара, крылатые ракеты имели и недостатки. Первый из них уже упоминался - относительная ограниченность возможных объектов поражения. Кроме этого следует отметить и ухудшение точности стрельбы при полете над равнинной местностью и отсутствие возможности уклониться от воздействия мобильных средств ПВО. Но в целом это было эффективное оружие. Все 442 ракеты BGM-109G были ликвидированы в соответствии с положениями советско-американского Договора об РСМД. 

Смотрите также

Авария германского дирижабля LZ-5 в окрестностях Геппигена
Авария германского дирижабля LZ-5 в окрестностях Геппигена - 31.05.1909 Для пополнения оболочки водородом и заправки топливом произведена незапланированная посадка. При посадке дирижабль зацепилс ...

Sportine Aviacija LAK-12 LIETUVA Спортивный планер
 LAK-15 Lietuva одноместный планер открытого класса. Предназначен для рекордных полетов и участия во внутрисоюзных и международных состязаниях (ведущий конструктор И. Банкаускас), построен на ЭЗС ...

Авария советского дирижабля "Красная звезда"
Авария советского дирижабля "Красная звезда" (бывш. "Астра")  - 06.02.1921 Очередной полет дирижабля "Красная звезда" (бывш. "Астра") закончился аварие ...