Межпланетный перелетЛетательные аппараты / Инерционные / Искусственные спутники / Движение небесных тел / Межпланетный перелет
Изменение формы орбиты является весьма экономным маневром. Так, импульс в 140 м/с, которого хватило бы для поворота орбиты на лишь 1°, способен изменить высоту полета на 240 км. Одним из самых «дорогих» в смысле затрат топлива маневров является маневр изменения плоскости орбиты. Чтобы изменить наклонение на один радиан, требуется, как минимум, первая космическая скорость! Рассчитывая движение космических аппаратов, стараются обходиться без этих маневров, ожидая, пока Земля сама повернется на нужный угол.
Эффективность маневра изменения плоскости орбиты зависит от того, в какой точке орбиты он выполняется.
Эффективность этого маневра зависит от того, в какой точке орбиты он выполняется: включение двигателей в узле орбиты приведет к изменению наклонения, в то время, как импульс в точке, широта которой равна π/2, оставит наклонение прежним, но изменит долготу восходящего узла. Скорость космического аппарата описывается формулой , где M – масса притягивающего центра, r – расстояние до него, a – большая полуось орбиты. Из этой формулы легко получить, что затраты энергии на межпланетные перелеты слабо зависят от a, т.к. слагаемое r/a приближается к нулю (особенно для дальних перелетов). Поэтому необходимые скорости разгона для путешествия к Луне и к Марсу имеют одинаковые порядки, а их различие связано, прежде всего, с необходимостью учитывать движение вокруг Солнца.
При путешествии на другую планету необходима скорость не менее 11 км/с, после чего космический аппарат выходит на эллиптическую орбиту вокруг Солнца. При подлете к планете включаются двигатели торможения, после чего аппарат выходит на околопланетную орбиту или садится на поверхность планеты.
Смотрите также
Дирижабль нового поколения разработан в России
Омские инженеры разработали новую систему регулировки аэростатической подъемной силы дирижабля. Специалистами была разработана целая линейка аппаратов, которые смогут обеспечить быструю и безопасную д ...
Когда не везет
Мы, пять человек, находимся в приемной босса-начальника. Мы просители. Каждый
из нас чего-то ждет от визита к боссу и каждый ждет своей очереди на вход в кабинет.
Вдруг заходит шестой и, небрежно к ...
Первый вылет самолета
В семидесятых годах, принимая поздравления по поводу первого вылета опытного
самолета, Павел Осипович Сухой сказал:
— Вы напрасно придаете этому событию такое значение. Сейчас очень трудно сделать ...