Круговой калькулятор

Из предыдущего раздела знаем, что скорость перехода должна все время подбираться в соответствии с физическими метеоусловиями полета. Всякое изменение вертикальных восходящих или нисходящих потоков должно найти отражение в изменении скорости перехода планера. На практике используется достаточно простой и точный метод, позволяющий без большого физического и умственного напряжения определить нужные скорости. Наиболее простым и достаточно совершенным считается метод определения скорости перехода круговым калькулятором. На поворотном кольце, смонтированном на вариометре, нанесены скорости перехода. Стрелка вариометра, фиксируя различные значения вертикальных скоростей снижения или набора высоты, одновременно указывает на калькуляторе скорость, которую следует выдерживать в данный момент. Планеристу остается только соответствующим образом установить кольцо и согласовать показания указателя скорости и вариометра.

Значения скоростей, наносимые на кольцо, определяются графически. На миллиметровой бумаге возможно точнее наносим поляру скоростей данного планера (рис. 20). В нашем примере берется поляра планера «Бланик» в одноместном варианте (полетный вес 472 кг). Если необходимо построить круговой калькулятор для другого типа планера или аналогичного, но с другим полетным весом, требуется поляра именно того планера и с таким полетным весом. Желательно, причем, пользоваться полярой, снятой в процессе летных испытаний этой серии планеров с аналогичным полетным весом, пересчитанной для стандартных условий (температуры, атмосферного давления или высоты полета). Точность построения поляры очень важна в последующих построениях. По вертикальной оси откладываем целые значения вертикальных скоростей. Вверх до 10 м/с, вниз до 4 м/с. Затем из точек, соответствующих Целым значениям Vу наб + Vу нисх, проводим касательные к поляре.

Определить точное место касания бывает затруднительно, поэтому построение кривой скорости перехода (Vпер) в функции Vу наб + Vу нисх производится постепенно. Вначале полученные точки соединяются отрезками прямых, а затем строят кривую, которая усредняет эту ломаную линию. Таким образом исключается значительная часть погрешностей. Для получения зависимости Vпер == f (Vу наб + Vу нисх + Vy), которая используется Для разметки скоростей на кольце кругового калькулятора, следует к ординатам полученной нами кривой прибавить соответствующие ординаты (вертикальную скорость собственного снижения планера Vy) поляры скоростей. По полученной нами кривой составляем таблицу.

Преимущество кругового калькулятора — в возможности непосредственно определить скорости перехода. Планеристу не нужно для этого отрывать взгляд от приборов. Установив соответствующим образом кольцо, он может в дальнейшем действовать без всяких затруднений, не тратя времени на подсчеты в уме. Переход на наивыгоднейшей скорости также очень прост и не требует никаких дополнительных приспособлений. Он часто применяется на заключительном этапе полета или в условиях длительного перехода через атермичный район. Планеристы во многих случаях относятся к круговому калькулятору настороженно, несмотря на его достоинства. Причина в том, что показания указателя скорости и вариометра (калькулятора на нем) необходимо постоянно увязывать. На практике, однако, оказывается, что большая точность увязки этих показаний не обязательна. Потери в средней скорости из-за отклонений скорости перехода от оптимального значения бывают невелики, так как неточность в выдерживании скорости перехода порядка ± 5 км/ч влечет потери средней скорости не более 0,5 км/ч.

Недостаток кругового калькулятора и в том, что пилот постоянно следит за бортовыми приборами. Для наблюдения за местностью, метеообстановкой, картой у него остается мало времени. У спортсмена ослабляется внимание и осмотрительность (например, на соревнованиях).
За рубежом уже разработаны и с успехом применя ются электрические вариометры, позволяющие определить «на слух» интенсивность восходящего потока при наборе высоты и центрировании в нем, а также, не глядя на приборы, выдерживать оптимальную скорость на переходах.
 

Смотрите также

Амет-Хан Султан
Рассказ начну с похорон. 1 февраля 1971 года в испытательном полете погиб дважды Герой Советского Союза, кавалер многих орденов, известный ас Отечественной войны, заслуженный летчик-испытатель, ла ...

Главные препятствия реализации проекта
Одними из главных препятствий на пути реализации проекта являются следующие: - подбор головного изготовителя проекта, отвечающего требованиям многопрофильности промышленного производства: от создания ...

Радиус виража дельтаплана
Всякая неуравновешенная сила создает ускорение. Горизонтальная составляющая подъемной силы, действуя по нормали к траектории полета, создает нормальное ускорение. Радиус виража тем меньше, чем меньше ...