Общие принципы тактики перелета на планере

Планеристы больше всего ценят умение достигать на дистанции больших средних скоростей. Повышение средней скорости в конечном счете непосредственно связано и с увеличением дальности перелета. Оставляя в стороне усовершенствование матчасти (планера) и длину дистанции, можно сказать, что на рост средней скорости влияет средняя скороподъемность используемых вертикальных потоков и правильный выбор режима полета.

В полете по прямой между восходящими потоками планер следует вести на оптимальной скорости. В выборе режима полета (оптимальной скорости) на любом участке перехода особых трудностей использование кольцевого калькулятора не вызывает. За счет этого, следовательно, не будет существенной потери в средней скорости. Потеря времени на маршруте, а в конечном счете и средней скорости, происходит из-за неполного использования скороподъемности восходящих потоков, частого набора высоты в потоках, где скороподъемность меньше средней, а также из-за неумения их находить.

Сразу оговоримся, что единых правил или признаков, по которым можно с уверенностью определить местонахождение термических восходящих потоков и их параметры, не существует. Речь может идти лишь об отдельных, наиболее часто встречающихся признаках. Проще всего отыскивать потоки под облаками. К ним (часто обозначающим восходящий поток) относятся: развивающиеся кучевые «хорошей погоды», крупные кучевые с темным четким основанием, плоские блинообразные кучевые обычно с довольно высокой нижней кромкой и мощно-кучевые облака с большим вертикальным развитием.

В первой половине дня восходящий поток под облаком чаще всего бывает с солнечной стороны. Затем он перемещается по западной его кромке к северной части. Это правило отнюдь не закон, но подобное явление встречается часто. Под крупными кучевыми восходящий поток находится в наиболее темной части основания облака. Потоки под облаками с большим по площади основанием следует находить экспериментально, путем предварительной «проверки» двух-трех таких же облаков.

Ориентироваться по основанию облака, находясь значительно ниже его, бывает затруднительно, особенно если вести поиск не в плоскости ветра. Тогда следует также экспериментально соизмерять свою высоту со скоростью и направлением ветра. Полученная закономерность оказывается верной для большинства потоков в течение дня.

Труднее находить «термики» в безоблачном небе. Если потоки под облаками существуют как бы привязанные к ним, то без облаков «термик» необходимо связывать с местом его зарождения. Поэтому умение правильно определять места зарождения термических потоков позволяет с успехом отыскивать последние. Вот наиболее характерные места образования восходящих термических потоков: освещенные солнцем склоны оврагов, возвышенности холмистой местности, контрастная подстилающая поверхность (пашня — лес и т. д.), а в сухую антициклональную погоду — леса, поймы небольших рек и другие наиболее увлажненные места. Белесые пятна на фоне голубого неба, особенно при полете против солнца, также говорят о наличии термических потоков. Это не что иное, как взвешенные частицы пыли и продуктов сгорания, поднятые с земли восходящим потоком на вершину «термика». Иногда в воздухе попадаются и более крупные предметы: обрывки газет, мусор, кукурузные листья. Часто можно встретить птиц парителей и буквально «тучи» бабочек, комаров и других насекомых, занесенных восходящим потоком на большую высоту. В сухие и жаркие дни повсеместно наблюдаются своеобразные маленькие смерчи — пылевые вихри. Все эти приметы помогают планеристам ориентироваться при поиске восходящих потоков, позволяют пролетать в чистом небе сотни километров.
Лишь обнаружить восходящий поток недостаточно для успешного набора высоты Необходимо найти его центр и набирать высоту, выполняя спираль, в месте наибольшего подъема по вариометру. Необходимо иметь в виду, что вариометр без компенсатора правильно показывает скороподъемность планера в потоке только при постоянной скорости в спирали, выполняемой координирование (без скольжения). Если, обнаружив восходящий поток или выполняя набор высоты, скорость в нем уменьшить, то вариометр покажет ложное значение набора высоты

На рис. 28 схематически изображен правильный вход планера в восходящий поток и последующий набор в нем высоты. Выполнение спирали в данном случае начинается при устойчивом (1 м/с) показании подъема по вариометру. При этом необходимы крен и скорость, обеспечивающие наибольшую скороподъемность. Так, в данном примере выполнение спирали с меньшим креном или на повышенной скорости приведет к тому, что планер будет выполнять спирали с диаметром более 110—120 м, т. е. в области с меньшими восходящими потоками или вообще вне их действия. Если же скорость меньше или крен больше оптимальных для данного потока, то планер может сорваться в штопор и уменьшится его скороподъемность в потоке.

Значительное увеличение крена увеличивает собственное снижение планера. А в итоге это уменьшает его скороподъемность в потоке и вызывает неприятные ощущения от длительного действия перегрузок на спирали. Обычно после первого витка появляется необходимость подправить положение планера относительно центра восходящего потока. Это видно по показаниям вариометра, фиксирующего уменьшение скороподъемности на определенном участке спирали. Поток центрируется вытягиванием опирали к предполагаемому центру восходящего потока. Начинать вытягивать спираль надо, когда ось планера составляет с направлением полета угол, близкий к 90°, а заканчивать при максимальной скороподъемности, наблюдаемой по вариометру (с учетом его запаздывания).

Весь процесс, который мы не описываем подробно (он понятен на рис. 29,6), повторяется до установления скороподъемности в продолжение всего витка спирали.

Первый виток в новом восходящем потоке следует выполнять по возможности с большим радиусом. Это позволит выяснить структуру и характер потока. Затем, как уже говорилось, угол крена и скорость планера подбираются в зависимости от характера восходящего потока и летных характеристик планера. Например, узкие и сильные восходящие потоки требуют больших кренов для получения малого радиуса спирали, хотя это и увеличит собственное снижение планера и усложнит технику пилотирования. Рост скорости снижения тут с избытком компенсируется использованием максимальных вертикальных скоростей восходящего потока. Уменьшить радиус спирали можно, применяя механизацию крыла (закрылков). Если они есть, то их необходимо выпустить при вводе в спираль и не забыть убрать при выводе из нее.

На легком маневренном планере, выполняя спирали, можно в одних и тех же условиях создавать меньшие крены, чем на скоростном, но менее маневренном аппарате. Выбирая на спирали скорость, необходимо учитывать также степень турбулентности восходящего потока. Если турбулентность велика, следует выдерживать скорость на 5—10 км/ч больше нормальной скорости на спирали. Так легче удержать планер в центре потока. В ветреную погоду при парении следует помнить, что планер при наборе высоты всегда сносится по ветру больше, чем восходящий поток, ввиду меньшей скороподъемности из-за собственного снижения планера.

Руководствуясь показаниями вариометра, планерист осторожно, немного изменяя крен, должен вытягивать спираль против ветра, таким образом все время оставаясь в потоке.

В режиме набора высоты полезно наблюдать за другими 'планерами, набирающими высоту в этом же потоке. Делают это не только для того, чтобы избежать столкновения, но и чтобы научиться определять (по их подъему и снижению относительно вашего планера), в какой стороне и части спирали «держит» лучше, а где хуже. Если ваш планер в сравнении с другим поднимается, то в этой части спирали подъем больше. Значит, выполняя следующий виток, надо слегка вытянуть в ту сторону и занять место в центре потока. Увеличение средней скороподъемности планера в восходящих потоках ведет к росту наивыгоднейшей скорости перехода между восходящими потоками и, как результат, повышению средней скорости полета по маршруту. Очевидно, в каждом восходящем потоке поэтому следует стремиться к скорости как можно большей. Целесообразно возможно реже использовать слабые восходящие потоки, а искать более сильные.

Все эти соображения вынуждают планериста тщательно центрировать каждый восходящий поток, а также отказываться от слабеющих иногда в верхней части восходящих потоков. В подобных случаях не следует набирать максимальную высоту. Выполнять набор надо до тех пор, пока скороподъемность не станет ниже некоторого среднего в этот день значения (например, 3 м/с). Таким способом, за счет увеличения риска, уменьшением высоты полета достигается большая средняя скорость по маршруту.

Иногда для более точного определения средней скороподъемности планера в восходящем потоке пользуются секундомером. Вычислив среднюю вертикальную скорость набора высоты (деление величины набранной высоты на затраченное для этого время), устанавливаем против этого значения на вариометре зачерченный треугольник кругового калькулятора. Начинаем перелет по выбранному маршруту, используя скорости, полученные по калькулятору. Изменение средних вертикальных скоростей в течение летного дня должны соответственно корректироваться планеристом переменой положения калькулятора. Пользуясь калькулятором, скорость планера изменяем плавным движением ручки управления (исключая случай пролета сильного нисходящего или восходящего потока, когда увеличить или уменьшить скорость надо более энергично).
Из теории парения известно, что устанавливать калькулятор необходимо в зависимости от скороподъемности планера в потоке, к которому летит спортсмен (она заведомо неизвестна). Вначале поэтому мы заменяем ее предшествующей средней скороподъемностью дня. Затем, в зависимости от метеообстановки, вносим поправки в положение калькулятора. Результаты наблюдения за облаками часто дают повод оценивать их с точки зрения восходящих потоков под ними.

Например, спортсмен направил свой планер под облако, явно более мощное, чем то, под которым он только что набирал высоту. Калькулятор следует поставить в положение ожидаемого под ним более сильного потока. В подобной и многих других ситуациях приходятся опираться только на собственный опыт. Никаких точных критериев, которыми можно было бы руководствоваться, тут нет. Очень полезно 'бывает здесь знание метеорологии.

Случается, в конце маршрута либо в области, лишенной термических потоков, необходимо лететь на наивыгоднейшей скорости. Действуем так. Устанавливаем калькулятор на 0 и при штиле выдерживаем по нему полученные скорости. Если летим против ветра — увеличиваем их на половину значения встречной составляющей скорости ветра (определяется она на глаз). Например, калькулятор показывает, что необходима скорость 120 км/ч, а встречная составляющая ветра — 5 м/с (18 км/ч). Прибавим к 120 половину встречной составляющей ветра (9 км/ч). Значит, 129 км/ч — скорость, которую надо установить. При попутном ветре можно полностью пренебречь его влиянием, так как мы знаем, что оно сравнительно мало.

Таким образом, с технической точки зрения перелет выполняется правильно, если планерист умеет находить наивыгоднейшие атмосферные условия, а при выборе режима перелета — использовать аэродинамические свойства планера. В тактике ту же роль играет знание метеорологии. 

Смотрите также

Хворов И.В.
Генерал-лейтенант Хворов Игорь Иванович. Родился 8 марта 1953 года в с. Большие Криуши Тамбовской области. После окончания Тамбовского ВВАУЛ им. М. Расковой в 1975 году проходил службу в частях Дальне ...

История дельтаплана
Историки свидетельствуют, что в 1729 году в селе Ключ, недалеко от Ряжска, один кузнец сделал крылья, надевая на проволочный каркас птичьи перья, и якобы летел до тех пор, пока не «спустился на ...

История создания
Cпустя 10 лет после первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, в апреле 1971 года была выведена на орбиту первая в мире космическая орбитальная станция "Салют-1". Долговремен ...