Групповые полеты на планерах

Групповой полет — это тесное сотрудничество между отдельными планеристами во время парящего полета. Состав группы и полет могут быть самые разные. Состав определяется мобильностью группы Однако оптимальным вариантом является пара. Полеты группой могут выполняться в районе аэродрома (например, отработка некоторых элементов совместного полета: взаимопонимания, центрирования в потоке, выхода из него, элементов перехода) и по маршруту (для тренировки, установления рекорда или на соревнованиях) Непосредственная польза групповых полетов становится очевидной при полетах в трудных условиях, в частности, при слабых термических потоках, в безоблачную погоду, когда поиск восходящих потоков весьма труден. Условие успеха такого полета — в достаточной степени равный и высокий уровень подготовки спортсменов-планеристов, а также их тесное сотрудничество.

Полеты молодых планеристов парой издавна считаются нецелесообразными. Они не так просты и чаще (особенно на соревнованиях) приводят к потере времени, чем к выигрышу. Нужно стремиться скорее к сотрудничеству с партнерами, встречающимися в районе аэродрома или на маршруте. И не надо бояться упрека в «цепляний за хвосты» более опытных спортсменов. Стремление видеть тактические приемы мастеров, их действия в сложных ситуациях — не позор для молодых спортсменов. Это один из способов приобрести опыт.

Иногда надо выявить слабые стороны молодого спортсмена, помочь ему быстрее овладеть тактическими, а зачастую и техническими приемами парящего полета. Тогда рекомендуется совместный (групповой) полет молодого спортсмена с более опытным. Перед ним нужна соответствующая наземная подготовка, где обстоятельно решаются все детали совместного полета. Молодой планерист, как правило, все внимание обращает на то, чтобы не отстать от ведущего. Зачастую он забывает о ведении ориентировки, осмотрительности, допуская при атом- и нарушения техники пилотирования. Ведущий должен по радио подсказывать менее опытному планеристу, как находить центр потока, куда сделать последующий переход, а также задавать контрольные вопросы по штурманской подготовке, оценке метеоусловий, предлагать ему первому решить ту или иную тактическую задачу.

Особое внимание в групповых полетах следует уделять осмотрительности не только в плане обеспечения безопасности полета, но и в тактическом отношении В спирали надо располагаться примерно на одинаковом удалении друг от друга (рис. 41). Это помогает лучше видеть партнеров и находить центр потока. Взаимные колебания группы по высоте в восходящем потоке говорят о децентрации спирали. Опытные планеристы, не Глядя на вариометры, тут же восстановят нарушенное -равновесие вытягиванием спиралей в сторону, где «вспухает» планер партнера и, таким образом, вновь разместятся точно вокруг центра восходящего потока. Новичку следует подсказать и показать, как это делается.

Из спирали на курс первым выходит планерист, находящийся несколько ниже или тот, кто по договоренности на данном этапе будет в роли лидера При полете под грядой дистанция между планерами по горизонту должна быть минимальной, в «термиках» — значительной для захвата возможно большей площади в поисках восходящих потоков, но не настолько, чтобы нарушилось единство группы. Как и в спирали, на (взаимные колебания планеров по высоте пилоты должны своевременно реагировать изменением дистанции. В случае заметного «вспухания» одного из планеров группы всем остальным следует тут же сократить дистанцию до минимума, приблизившись к находящемуся в более выгодных условиях партнеру, наоборот, при «проседании» одного планера надо немедленно отойти от него, чтобы самому не попасть в зону более сильного нисходящего потока.

Полеты за лидером приносят новичку много пользы, учат его основам тактического мастерства. Появляется уверенность в своих действиях. Если же эти полеты превращаются в постоянное «натаскивание», спортсмен теряет инициативу, способность действовать самостоятельно. Злоупотреблять лидированием поэтому нельзя. Один-два полета для общего представления о технике полетов по маршруту вполне достаточны. Дальше новичок должен думать сам.

Умение сотрудничать в групповых перелетах приобретает особенно большое значение на крупных соревнованиях, где в большинстве случаев кроме индивидуальной оценки планеристов дается еще и командная. Хорошо слетанная команда сумеет в трудных термических условиях использовать максимум преимуществ группового полета. Слетанность чаще всего проверяется на соревнованиях. Часто партнеры, отлично понимающие друг друга на тренировках и показывающие хорошие результаты, плохо контактируют на соревнованиях или значительно снижают спортивные показатели. Чем это вызвано? Считается, что подбором и подготовкой группы. Но если перед группой нет цели, то нельзя найти и способа ее организации. Действительно, это необходимое условие при сравнительно одинаковой подготовке пилотов. Прежде всего — единство цели, т. е. стремление помочь чем можно партнеру для достижения как можно большей скорости или дальности в каждом упражнении соревнований вопреки нервному напряжению и не лимитированной активности, вызываемых конкуренцией. Совершенно ясно — ни один опытный тренер не порекомендует в группу эгоиста, разгильдяя, склочника, а также человека с агрессивным или высокомерным характером, неустойчивой психикой. Если при подборе группы не учитываются симпатии людей друг к другу, то в дальнейшем (чаще всего на ответственных соревнованиях) это почти наверняка приведет к осложнениям. Коллективному полету способствует лучшая оценка метеоусловий и широкий анализ принимаемых решений. Это гарантирует оптимизацию параметров совместного полета и как следствие — увеличение средней скорости перелета.

Формы коллективного (группового) полета на соревнованиях могут быть такие: непосредственное сотрудничество, когда расстояние между планерами не более 1000 м (в горизонтальной плоскости); частичное сотрудничество, когда расстояние между планерами значительно больше 1000 м и может достигать несколько десятков километров. Обе эти формы сотрудничества необходимо учитывать еще во время подготовки к полету на случай временного или полного разъединения членов группы. Взаимодействие осуществляется визуально или по радио. В первом случае сотрудничество основывается главным образом на визуальном контакте. Рекомендуемое расстояние между планерами по фронту колеблется от 100 до 500 м, а разница в высотах — не более 400 м. Уменьшение расстояния по фронту между планерами ухудшает свободу их движений, отвлекает внимание пилотов от анализа метеообстановки, ослабляет инициативу каждого. Такой полет в результате окажется связанным, лишенным творчества и инициативы.

Дистанция между планерами подбирается практически, по метеообстановке. Она оптимальна тогда, когда достигается максимальный выигрыш группы в целом. Так, пролетая в безоблачном небе, используя невидимые термические потоки, дистанцию целесообразно увеличивать, чтобы захватывать возможно большую площадь для поиска лучших потоков.

Высота —• один из наиболее интересных факторов группового полета. 800 м — применяемый условный уровень раздела двух слоев высот. Высота менее 800 м вводит дополнительные условия для сотрудничества, такие, как солидарность, взаимопомощь, терпеливость и т.д. На малой высоте (ниже 800 м) наилучшая разница между планерами по высоте — около 100 м. В данной ситуации ведущим группы должен быть наиболее опытный планерист. Полет на высоте более 800 м значительно облегчает оценку метеоусловий на трассе. Разница в высоте между планерами уже не играет такой большой роли, как при низком полете. На малой высоте сотрудничество приобретает более свободный характер (как в отношении высот, так и расстояний между планерами). Все большее значение приобретает радиоинформация. На большой высоте полета планеры могут разъединяться на такое расстояние, что сотрудничество приобретает лишь частичную форму — в виде метеоинформации и практических советов по радио. 

Смотрите также

Первый аппарат Лилиенталя
Свой первый аппарат Лилиенталь построил в 1891 году. Для каркаса он использовал, подобно своему предшественнику XII века, ивовые прутья, к которым крепилась пропитанная хлопчатобумажная ткань. Аппарат ...

Баллистическая ракета подводных лодок Р-29Р
В 70-х годах в КБ В. Макеева велась разработка баллистической ракеты с двигателями на жидком топливе, которая должна была комплектоваться разделяющейся головной частью с боевыми блоками индивидуальног ...

Антонов А-15 Спортивный планер
Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом генеральным конструктором О. К. Антоновым, в 1959 году и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за ...