Почему летает дельтаплан

Дельтапланеристы это место называют склон. Но все основные события происходят выше склона — на вершине горы. И именно здесь собирается наибольшее количество зрителей. А собственно склон — это тот участок горы, над которым скользят разноцветные крылья, обходя бьющиеся на ветру флажки, обозначившие трассу. И, оказавшись на этой горе, не случайный зритель, а человек, мечтавший о мире дельтапланеризма или просто любознательный, желающий понять то, что здесь происходит, услышит много новых слов, не зная смысла которых, трудно проникнуть в суть происходящего. В первую очередь, это слова из мира аэродинамики. Не пугайтесь этого слова. Учебники по аэродинамике действительно содержат много формул и уравнений, да к тому же иногда записанных в векторной форме. Но в основе их лежат классические законы Ньютона, которые все знают со школьной скамьи. Эти законы гениальны, а потому просты. Итак, смело в путь!

Обтекание. Мы стоим на холме, и нас обдувает веселый ветер соревнований. А когда мы плывем, нас обтекает вода. Мы привыкли к тому, что нас обтекает среда, в которой мы движемся, или она движется на нас (ветер, течение реки).

Если внимательно посмотреть на дельтаплан, то окажется, что он состоит из деталей различной формы. Давайте мысленно внесем эти детали в поток воздуха, каждую по отдельности. Их будет обтекать воздух, но воздух прозрачный, и мы ничего не увидим. А если в этот поток добавить цветного дыма? Вот тогда нашему взору откроется удивительный мир вихрей. При этом за каждой формой тела будут создаваться свои неповторимые вихри.

Попробуйте сами подержать на сильном ветре листы фанеры, сложенные каплей, свернутые цилиндром или просто поставьте их поперек потока воздуха (рис. 9). Та сила, которой вы будете сопротивляться, держа эти предметы, и будет аэродинамической силой. И она тем больше, чем больший вихрь образуется за этим телом. Вот здесь мы и узнаем, что такое удобообтекаемое и неудобообтекаемое тела. Первое — это капля, второе — лист фанеры, поставленный поперек потока (аэродинамики называют его пластинкой).

На дельтаплане большинство деталей имеют удобообтекаемую форму, а к не-удобообтекаемым телам относится лишь тело самого пилота. Итак, аэродинамика изучает взаимодействие между воздухом и движущимся в нем телом. Дельтапланы в сравнении с большой авиацией летают на малых скоростях. Они по скорости и высоте полета ближе к птицам, чем к авиалайнерам. Поэтому нас будет интересовать аэродинамика малых скоростей, которая отличается от аэродинамики планера и тем более самолета.

По исследованию полетов планеров и самолетов имеется богатейший материал, но, несмотря на это, перед гибким крылом подчас даже признанные авторитеты классической аэродинамики разводили руками. Временами дельтаплан становится таким же непослушным, как и майский жук, который, как известно, если бы подчинялся классическим законам аэродинамики, то не смог бы летать. Однако ряд классических закономерностей присущ птицам и летающим насекомым, авиационным моделям и мембранному (гибкому) крылу, древним птеродактилям и современным сверхлегким летательным аппаратам. 

Смотрите также

Боевой ракетный комплекс РСД-10 «Пионер» (15Ж45)
Максимальная дальность стрельбы 15Ж45, км 4700 Максимальная дальность стрельбы 15Ж53, км 5500 Стартовая масса, т 37,0 Масса полезной нагрузки, кг 1600 Длина ракеты, м 16,49 Диаметр ракеты, м 1,79 Коли ...

Бреющие полеты
Первая ступень — бреющие полеты. Это полеты над ровной местностью, как правило, не выше 5 м. Эта ступень, пожалуй, самая важная во всем процессе обучения, ибо именно здесь закладываются основы х ...

Slingsby T.18 HENGIST Транспортно-десантный планер
Задание на разработку десантного планера было выдано министерством авиации в феврале 1941 года. Спецификацией Х.25/40 предусматривалось создание довольно большого аппарата, предназначенного для трансп ...