Устойчив или управляем

На первых порах мысль конструктора билась над решением проблемы роста качества крыла, а теперь во главу угла стали вопросы безопасности и устойчивости дельтаплана.А по мере перехода к длительным парящим полетам главными становятся вопросы физической нагрузки на пилота, величины управляющих усилий.

На первых международных соревнованиях, в которых принимали участие наши пилоты, отечественные аппараты не уступали зарубежным по маневренности, но в скорости перехода от одного восходящего потока к другому проигрывали.

Устойчивость и управляемость летательного аппарата зависят от равновесия сил. Тело находится в равновесии, если оно пребывает в состоянии покоя или движется равномерно, то есть имеет постоянные линейные и угловые скорости. Наиболее простым случаем равновесия является статическое равновесие, когда тело находится в состоянии покоя.
Устойчивость или неустойчивость — это свойства состояния равновесия. Равновесие устойчиво, если тело, получившее малое возмущение относительно любой степени свободы, в конце концов возвращается в исходное положение.

Для динамики дельтаплана особенно важны два типа неустойчивости. Статическая неустойчивость, когда тело непрерывно отклоняется от положения равновесия, если ему сообщить начальное возмущение, и динамическая неустойчивость, когда тело колеблется относительно положения равновесия с постоянно нарастающей амплитудой.

В полете на дельтаплан действует ряд возмущающих сил. Они приводят к отклонению его от первоначального движения. Дельтаплан будет устойчивым, если он обладает способностью без вмешательства пилота возвращаться к нормальному режиму полета после прекращения действия случайного возмущения. Если дельтаплан не обладает такой способностью, то он неустойчив. Практика показывает, что обычно дельтаплан, устойчивый в прямолинейном планировании, устойчив и в других режимах полета; устойчивый дельтаплан должен планировать при «брошенной» ручке управления. В противном случае пилот вынужден будет постоянно прикладывать значительное усилие к ручке управления для сохранения необходимого режима полета, а значит, быстро уставать.
От управляемости зависит, как аппарат фиксирует или изменяет положение равновесия и как он способен маневрировать.

Дельтаплан с высокой степенью управляемости очень быстро реагирует на самое малое отклонение тела пилота, то есть обладает малой устойчивостью. И наоборот, дельтаплан с большой устойчивостью имеет невысокую степень управляемости. Лучше, когда устойчивость и управляемость имеют «золотую середину». Дельтаплан считается хорошо управляемым и достаточно устойчивым, если на нем можно сделать разворот на 360° за 8 с. 

Смотрите также

КАИ КАИ-19 Спортивный планер
КАИ-19 - одноместный рекордный планер открытого класса. Разработан в СКВ КАИ Б. Ф. Ивановым, М. П. Симоновым, А. И. Осокиным и другими. Построен в 1963 г. в нескольких экземплярах различной модификаци ...

Черномор-1
Дирижабль "Черномор-1" - 1916 г. Дирижабль "Черномор-1" был куплен у Англии (первоначальное название "Coastal", постр. 1916). Объем оболочки 4.500 куб.м., макс. скорость ...

Первый вылет самолета
В семидесятых годах, принимая поздравления по поводу первого вылета опытного самолета, Павел Осипович Сухой сказал: — Вы напрасно придаете этому событию такое значение. Сейчас очень трудно сделать ...