Устойчив или управляем

На первых порах мысль конструктора билась над решением проблемы роста качества крыла, а теперь во главу угла стали вопросы безопасности и устойчивости дельтаплана.А по мере перехода к длительным парящим полетам главными становятся вопросы физической нагрузки на пилота, величины управляющих усилий.

На первых международных соревнованиях, в которых принимали участие наши пилоты, отечественные аппараты не уступали зарубежным по маневренности, но в скорости перехода от одного восходящего потока к другому проигрывали.

Устойчивость и управляемость летательного аппарата зависят от равновесия сил. Тело находится в равновесии, если оно пребывает в состоянии покоя или движется равномерно, то есть имеет постоянные линейные и угловые скорости. Наиболее простым случаем равновесия является статическое равновесие, когда тело находится в состоянии покоя.
Устойчивость или неустойчивость — это свойства состояния равновесия. Равновесие устойчиво, если тело, получившее малое возмущение относительно любой степени свободы, в конце концов возвращается в исходное положение.

Для динамики дельтаплана особенно важны два типа неустойчивости. Статическая неустойчивость, когда тело непрерывно отклоняется от положения равновесия, если ему сообщить начальное возмущение, и динамическая неустойчивость, когда тело колеблется относительно положения равновесия с постоянно нарастающей амплитудой.

В полете на дельтаплан действует ряд возмущающих сил. Они приводят к отклонению его от первоначального движения. Дельтаплан будет устойчивым, если он обладает способностью без вмешательства пилота возвращаться к нормальному режиму полета после прекращения действия случайного возмущения. Если дельтаплан не обладает такой способностью, то он неустойчив. Практика показывает, что обычно дельтаплан, устойчивый в прямолинейном планировании, устойчив и в других режимах полета; устойчивый дельтаплан должен планировать при «брошенной» ручке управления. В противном случае пилот вынужден будет постоянно прикладывать значительное усилие к ручке управления для сохранения необходимого режима полета, а значит, быстро уставать.
От управляемости зависит, как аппарат фиксирует или изменяет положение равновесия и как он способен маневрировать.

Дельтаплан с высокой степенью управляемости очень быстро реагирует на самое малое отклонение тела пилота, то есть обладает малой устойчивостью. И наоборот, дельтаплан с большой устойчивостью имеет невысокую степень управляемости. Лучше, когда устойчивость и управляемость имеют «золотую середину». Дельтаплан считается хорошо управляемым и достаточно устойчивым, если на нем можно сделать разворот на 360° за 8 с. 

Смотрите также

PZL SZD 15 SROKA Спортивный планер
SZD-15 "Sroka" построен в 1956 году на польском планерном заводе по проекту Бадура. Это переходный планер от учебного двухместного типа "Чапля" к более совершенным в аэродинамическ ...

Относительная прочность и жесткость
Какой же материал лучше? Во-первых, необходимо учитывать, в каких условиях будет эксплуатироваться аппарат. Применение неблагоприятных гальванических пар и сплавов на магниевой основе исключает примен ...

Schempp-Hirth VENTUS 2 Спортивный планер
Ventus 2 - спортивный планер 15-ти метрового (гоночного) класса, разработанный немецкой фирмой Schempp-Hirth. Конструкторы - Klaus Holighaus, Schott, Treiber и Schuo. Ventus 2 стал полностью доминиров ...