Советы по пилотированию дельтаплана

Расскажем здесь о некоторых приемах пилотирования на примере дельтаплана «Атлас».
На старте при слабом ветре для ненагруженного крыла характерно рыскание. При небольшом увеличении угла атаки рыскание прекращается. «Атлас» снабжен мощной антипикирующей системой, поэтому на старте он любит «задирать нос». Не надо бояться этого, утверждает А. Кареткин, который считается большим знатоком управления «Атласом». Не насилуйте аппарат — с первых же шагов разбега он сам примет нужный угол атаки. Стартовать всегда нужно против ветра, так как за счет развитой консольной части крыла он чувствителен к боковому ветру.

Если оторвавшись от земли вы почувствуете, что скорость мала,притяните ручку управления к себе: используя высоту склона и экранный эффект, вы выйдете на нормальный режим полета. При скорости ветра 5—6 м/с уже на разбеге можно легко достичь полетной скорости и, круто взмыв вверх, выйти в восходящий поток над склоном. «Атлас» позволяет достаточно эффективно выполнять этот маневр.

Аппарат обладает большим запасом продольной устойчивости (его диапазон углов тангажа ±30°) и при перемещении ручки «от себя» и «на себя» возникают ощутимые восстанавливающие усилия. Благодаря этому пилоту легко установить обратную связь и осуществить контроль скорости полета. «Атлас» хорошо предупреждает пилота о приближении скорости сваливания — увеличением скорости снижения, усилием на ручке управления и, главное, появлением вялости в управлении.

На около-срывной скорости аппарат перестает реагировать на поперечное управление, это сигнал: «Увеличить скорость!».
Минимальную скорость снижения аппарат имеет при скорости полета 27—29 км/ч. При увеличении скорости свыше наивыгоднейшей скорость снижения и скорость планирования увеличиваются пропорционально, но при скорости более 40 км/ч аэродинамическое качество аппарата резко падает. Этой областью скоростей пользуются только при разгоне или необходимости быстрого снижения.
Для этого аппарата наиболее эффективен разворот с отдачей ручки. Выход из разворота надо делать с некоторым упреждением. Максимально допустимый крен 60°.

Понятие «штопор» для этого аппарата не существует. Он не сохраняет режим вращения после сваливания даже на спирали. Чтобы удержать его в спирали, нужно постоянно прикладывать усилие. После прекращения действия усилия аппарат самостоятельно переходит в нормальный режим полета. Вспоминается, что в первых руководствах запрещалось совершать спирали без значительного запаса высоты. Одному из авторов этой книги пришлось на «Атласе» выполнять спираль на высоте 15 м.

После ее завершения был еще запас метров пять, необходимый для выполнения дальнейшего прямолинейного полета.
Посадка на «Атласе» имеет свои особенности, особенно проявляющиеся в штиль. Дистанция выдерживания может составлять 25—30 м.

«Атлас» летуч, поэтому преждевременная отдача ручки в конце режима выдерживания приведет к взмыванию аппарата вверх, а запоздалая — к утыканию аппарата носом в землю. Момент своевременной отдачи ручки пилот определит, совершив несколько полетов. Отдачу надо совершать энергично, на полностью вытянутые руки, с перехватом за вертикальные стойки трапеции. Сохранив относительную простоту управления своих предшественников, «Атлас» позволяет осваивать приемы управления современными спортивными дельтапланами. Этот дельтаплан представляет на сегодняшний день наиболее оптимальный компромисс в вечном споре качества, безопасности и удобства 

Смотрите также

Баллистическая ракета подводных лодок Р-13
Работы по ее созданию в августе 1956 года поручили тогда еще молодому конструктору В.П. Макееву, не так давно пришедшему в ОКБ-1. У него были все задатки крупного и талантливого руководителя и, когда ...

Асимметричный срыв
Возникает при перетягивании одной клеванты или при выполнении спирали на малой скорости после попадания в турбулентность и недопустимом увеличении угла атаки крыла. Вращение в асимметричном срыве - не ...

Орбитальная станция "Салют"
В развитии космонавтики фундаментальное значение имеют обитаемые долговременные орбитальные станции, обращающиеся вокруг нашей планеты. Создание долговременных орбитальных станций, их непрерывное разв ...