Спокойный термический поток

Спокойный термический поток встречается довольно редко, его можно обнаружить во второй половине дня летом в штилевую погоду.
Представим себе, что дельтаплан со скоростью 10 м/с пересекает термический поток по диаметральному направлению. Обычный термический поток имеет диаметр примерно 300 м, значит, дельтаплан пролетит его за 30 с (узкий — за 10—20 с, а плоский — приблизительно за 1 мин). За один пролет через термический поток можно выиграть высоту, равную 30—40 м, но для продолжительного подъема необходимо выполнять спирали.

Первые спирали служат для поиска зоны наибольшей скорости подъема. При этом необходимо учитывать по крайней мере два момента. Первый: чем меньше радиус выполняемых спиралей, тем вероятнее приближение к наиболее мощной части восходящего термического потока — его ядру. И второй: чем меньше скорость снижения при выполнении виражей, тем большая часть вертикальной скорости восходящего потока расходуется на подъем аппарата. Следовательно, выполняя спирали, необходимо лететь со скоростью, минимально допустимой для снижения дельтаплана независимо от его крена. Однако эта скорость лишь едва превышает скорость сваливания, поэтому в трясучих термических потоках вблизи других дельтапланов или склона целесообразно летать со скоростью, несколько большей скорости минимального снижения.

На практике вместо величины крена или радиуса виража замеряют время, необходимое для выполнения одной спирали. Из сопоставления диаметров термических потоков и спиралей дельтаплана при различных углах крена становится ясным, что даже при крене 10° дельтаплан может оставаться в ядре узкого восходящего потока; выполнять еще более пологие спирали трудно, так как даже небольшие колебания угла крена сильно искажают траекторию. Этот крен увеличивает скорость снижения на 3%, но даже ее увеличение на 10 %, получаемое при крене в 20°, практически ощутить трудно. Это значит, что для парящих полетов в термических потоках необходимо отрабатывать четкое выполнение пологих виражей большого диаметра. Оптимальные спирали выполняют за 20—30 с.
До последнего времени термические потоки в дельтапланеризме классифицировали так же, как в классическом планеризме.

Термический поток диаметром до 150 м считается узким, так как планеру необходимо задавать крен 45°, чтобы обработать этот поток, но при этом скорость снижения резко возрастает. С таким креном дельтаплан может совершить спираль с радиусом в 5 раз меньшим радиуса спирали планера, поэтому пилоту мембранного крыла важно знать более тонкую структуру термического потока.У пилота-дельтапланериста в таком случае имеется возможность выбора. Может оказаться выгодным выполнять пологие спирали продолжительностью 30 с, сохраняя при этом стабильную среднюю скорость подъема и трижды пересекая за это время зону восходящего потока. С другой стороны, можно попытаться удержать аппарат в зоне самого сильного подъема, совершая полет по спирали малого радиуса за 10 с.

Ядро внутри термического потока «живет» — оно перемещается, исчезает, вновь образуется, поэтому пилот, совершающий спирали по большому радиусу, обычно оказывается в наиболее выгодном положении. После входа в восходящий термический поток следует продолжить прямолинейный полет в течение 5—10 с, а затем начать выполнение спирали. Если в прямолинейном полете аппарат начинает испытывать крен, то спираль следует «закручивать» в сторону, противоположную этому крену. В этот миг смотреть на прибор бесполезно, ощущения человека дают самую оперативную и объективную информацию. Дельтапланерист должен перемещаться в ту сторону, откуда растет перегрузка. Если кренящий момент столь велик, что не удается быстро развернуть аппарат в нужную сторону, то лучше покинуть зону подъема.

По ориентирам на местности или по сторонам горизонта необходимо запомнить направление, при котором был ощутим самый интенсивный подъем. Когда дельтаплан отклонится от этого направления на 270°, следует прекратить разворот и расширить зону поиска, направляя нос дельтаплана в сторону максимального подъема. После 5—10 с полета по прямой надо начинать делать разворот, совпадающий по направлению с предыдущим. Если в траектории спирали не отмечается изменения подъемной силы, то аппарат, вероятно, находится в центре восходящего потока и в дальнейшем изменять радиус спирали нужно лишь тогда, когда появится ощущение изменения подъемной силы.

Основное правило при выполнении этих маневров: при входе в восходящий поток увеличивать, а при выходе из него уменьшать радиус виража.
Эффективным, но требующим большого опыта маневром нахождения ядра термического потока является маневр с изменением направления разворота в противоположную сторону, чем в динамических.

Полеты в термических потоках требуют значительно большего опыта. Тот, кто летает со слишком большой скоростью, не доводя ее до скорости минимального снижения, не сможет успешно набирать высоту как в динамических потоках над склоном, так и в термических потоках. В обоих случаях, выполняя парящие полеты, не следует активно пользоваться рукояткой управления. Если пилот часто кренит аппарат то в одну, то в другую сторону или все время берет и отдает рукоятку управления — «накачивает» высоту, то он не только увеличивает скорость снижения, но и лишает себя возможности ощущать скороподъемность из-за непрерывных изменений крена и угла атаки. В качестве тренировки перед парящими полетами в термических потоках полезно поупражняться сначала на бумаге, прорисовывая карандашом возможные ситуации при расширении и сужении спиралей.

Начинающему дельтапланеристу при первых полетах в термических потоках предстоит встреча с рядом неприятных обстоятельств. Болтанка, встречающая аппарат на границе и в самом потоке, не означает, что восходящий поток нельзя использовать. При входе в термический поток необходимо сосредоточиться на выполнении непрерывных спиралей с постоянным радиусом и креном. Радиус можно увеличивать лишь после выполнения двух-трех витков спирали, когда с большой уверенностью определено место максимального подъема.

Если подъем длится только 3—4 с, то это означает, что термический поток слишком узок, и только дельтапланерист с большим опытом парящих полетов сможет его обработать. Дельтапланерист, осваивающий парящий полет, должен стараться, чтобы подъем проходил со средней скоростью. Лучше выполнять пологие простые спирали (20 с) и не затрачивать усилий на кратковременные подъемы продолжительностью 1—2 с. После приобретения соответствующего опыта дельтапланерист может переходить к выполнению спиралей малого радиуса и применять маневр изменения направления разворота в противоположную сторону.

Дельтапланериста, привыкшего летать в спокойной обстановке, может напугать необычная сила болтанки в термических потоках. От волнения он судорожно цепляется за рукоятку управления и, боясь очередного толчка, теряет способность сохранить подъем. Его опасения могут быть оправданы, если происходит многократная потеря несущей способности крыла, что говорит о турбулентности опасной степени. Такие зоны надо покидать. Но чаще сильная болтанка свидетельствует о границе термического потока или приближении к ней. Ядро термического потока, как правило, спокойное. Чем лучше дельтапланерист использует восходящий поток и чем большую он набирает высоту, тем в лучших условиях обычно оказывается.

При слабой термической активности на малых высотах, обеспечивающих хотя бы нулевую скорость снижения, надо проявлять терпение и крутить спирали с радиусом 10—20 м, пока начнется небольшой, почти незаметный подъем, и лишь со временем и высотой он переходит в более сильный.
При маршрутных полетах на переходах между термическими потоками главное правило состоит в том, что в нисходящей зоне при встречном ветре скорость должна быть выше оптимальной, а при попутном ветре в восходящей зоне надо выдерживать скорость меньше скорости максимального качества.
Так называемые бризы также имеют важное значение для дельтапланериста. Они образуются на побережье и в горных районах.

Морские береговые бризы образуются в результате разной степени нагрева моря и суши. Днем суша нагревается сильнее, чем море, а ночью ее температура опускается ниже морской. Эти разности температур создают перепад давлений воздушных масс над морем и побережьем. Днем континент становится областью низких давлений, и бриз начинает дуть с моря на берег. Ночью наблюдается обратное явление, вызывающее появление берегового бриза. Сила этих ветров может достигать 10 м/с.

Горные бризы являются результатом того, что днем воздух, расположенный вблизи горных склонов, прогревается сильнее, чем воздух, находящийся дальше от поверхности. Теплый воздух поднимается вдоль склонов, создавая разрежение на дне долины. Массы холодного воздуха из центра долины устремляются в зону разрежения. Образуется горный восходящий бриз. Ночью наблюдается противоположное явление. Воздух над горой охлаждается быстрее, чем центральный столб воздуха. Холодный воздух устремляется вниз по склонам, в то время как столб теплого воздуха поднимается вверх. Образуется бриз, нисходящий вдоль склона, или горный нисходящий бриз. 

Смотрите также

Вертолеты марки "Ка"
  ...

Летные испытания на прочность
Это один из наиболее рискованных и сложных видов испытаний как в далеком прошлом, так и сегодня. Начинаются они в специальном ангаре ЦАГИ. Испытуемая часть самолета (крыло, фюзеляж, оперение) наг ...

Российская армейская авиация в I мировой войне (кампания 1914-1916 годов)
Действия русской авиации на фронтах 1 мировой войны - тема крайне мало изученная. Можно утверждать, что в опубликованных работах нашли достойное отражение лишь боевая работа Эскадры возду ...