Осмотр болтовых соединений дельтаплана

В процессе эксплуатации дельтаплана (или мотодельтаплана) необходимо уделять внимание усталостной прочности крепежных элементов, имеющих резьбу.

При проверке болтовых соединений следует обратить внимание на плотность посадки болтов. Статистика летных происшествий говорит, что болтовые соединения имеют усталостные разрушения, если болты работают на «чистый» срез, а отверстия под болты имеют увеличенные допуски. Именно в этих местах могут появляться трещины усталости и отсюда начинается разрушение конструкции.

Усталостное разрушение может произойти под воздействием пульсирующих растягивающих усилий.
Правильный выбор формы (в частности формы перехода к цилиндрической части тела болта), высокая чистота обработки и предварительная затяжка положительно влияют на прочность. Следует избегать концентраторов напряжений — канавки под сбег резьбы должны иметь радиусы.

На прочность болтов оказывают влияние способы их изготовления, особенно головки болта и резьбы.
У болта из углеродистых сталей наибольшее сопротивление усталости получается в том случае, если его головка изготовлена методом горячей штамповки и обкаткой галтелью или же механической обработкой из прутка, а наименьшее, если головка изготовлена горячей штамповкой или же холодной высадкой с механической обработкой.

Резьбовая часть наибольшее сопротивление усталостному разрушению оказывает у тех болтов, где она изготовлена методом накатки после термической обработки или же механической после термической. Наиболее ненадежными признаны те болты, резьбовые части которых изготовлены накаткой или же механической обработкой до термической.

Очень важно во время сборки аппарата соблюдать требования предварительной затяжки болтов, необходимой для создания напряженной конструкции. Усилия предварительной затяжки не суммируются с внешней растягивающей нагрузкой и поэтому амплитуда напряжений значительно снижается. Удовлетворительная точность предварительной затяжки может быть достигнута только при применении тарированного (моментного) ключа. Но следует помнить, что эти ключи измеряют крутящий момент, приложенный к гайке. Трение в резьбе и головке зависит от их смазки. Поэтому при одном и том же (замеренном на тарированном ключе) крутящем моменте можно получить различную предварительную затяжку болта.

При осмотре болтов необходимо пользоваться лупой четырехкратного увеличения и обращать особое внимание на переходы резьбы к цилиндрической части болта и от цилиндра к головке.

На трубах усталостные трещины могут быть в местах отверстий под болты. Трубу стараются разгрузить втулкой или в отверстие развальцовывают трубку под болт.
Другая характерная причина разрушения трубы из дюралюминия — это образование трещины коррозионного происхождения.
Усталостные разрушения тросов бывают только по местам перегибов, в местах установки коушей.
Профилактический осмотр всей конструкции — необходимое условие безаварийности полетов. 

Смотрите также

Круговой калькулятор
Из предыдущего раздела знаем, что скорость перехода должна все время подбираться в соответствии с физическими метеоусловиями полета. Всякое изменение вертикальных восходящих или нисходящих потоков дол ...

Havilland Australia DHA-G2 GLIDER Легкий десантный планер
В 1942 году ВВС Австралии представили тактико-технические требования на прототип транспортно-десантного планера. Требования были направлены двум авиационным фирмам - канадской Commonweaith Aircraft Co ...

Архангельский А.А.
Архангельский Александр Александрович (1892-1978 гг.) - советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического труда. Окончил МВТУ (1918 г). Начиная с 1912 г. начал работать в Аэр ...