Анощенко, Яковлев МАКАКА Тренировочный планер

В марте 1923 года в СССР было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), и уже в августе того же года кружок А. Яковлева стал ячейкой "юных друзей воздушного флота", первой в Москве школьной организацией ОДВФ. В нее вошло около 60 учащихся.

Массовое общественное оборонно-патриотическое общество ОДВФ активно содействовало развитию авиации. Оно и его преемники сыграли большую роль в жизни А. С. Яковлева.

В мае 1925 года ОДВФ слилось с Доброхимом в Авиахим - Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности, а 23 января 1927 года Авиахим объединился с Обществом содействия обороне (ОСО) в Осоавиахим - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Его преемники: ДОСАВ - Добровольное общество содействия авиации (1948-1951 гг.), ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (1951-1991 гг.) и РОСТО - Российское оборонное спортивно-техническое общество (с 1991 г.).

Яковлев и четверо его школьных друзей стали наиболее активными сотрудниками ОДВФ. Они посещали доклады и распространяли литературу по авиации, собирали пожертвования на воздушный флот, помогали устроителям павильона ОДВФ на Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, которая открылась 19 августа 1923 года там, где потом создали Центральный парк, и продолжалась два месяца. Посетителей выставки катал с Москвы-реки шестиместный гидросамолет Юнкере Ю-13 - экспонат Добролета, первой советской авиакомпании.

В школьной ячейке ОДВФ энтузиасты построили модели самолетов и дирижабля. Они серьезно стали изучать авиацию и провели четыре доклада на авиационные темы, осенью 1923 г. посетили Центральный аэродром и познакомились с летавшими там различными самолетами.

С разрешения Главвоздухфлота (командование ВВС) удалось привезти в школу выбывший из строя старый истребитель Ньюпор-Х. В школьном гимнастическом зале самолет разобрали и тщательно изучили. Авиация стала для Яковлева целью жизни.

В 1923 году окончена школа. 17-летний Александр Яковлев получил разнообразные и обширные знания, хорошую трудовую подготовку, навыки лидера и организатора, многое научился делать своими руками. Он был талантливым и трудолюбивым юношей, целеустремленным и любознательным, настойчиво искавшим свой путь в авиацию.

В июле 1923 года известный летчик и конструктор планеров Константин Константинович Арцеулов, руководитель планерного кружка "Парящий полет", предложил ОДВФ провести планерные соревнования. Инициатива была одобрена, и Арцеулов стал председателем оргкомитета I Всесоюзных планерных испытаний, которые должны были состояться в ноябре того же года в Крыму, между Феодосией и Коктебелем, вблизи деревни Султановка.

Не прекращая после окончания школы активную общественную работу в ОДВФ, о чем рассказано выше, Яковлев предложил свои услуги Арцеулову, и был направлен помощником к Николаю Дмитриевичу Анощенко, известному воздухоплавателю и планеристу, для постройки его планера "Макака". Это произошло примерно в начале октября.

Поскольку ОДВФ официально известил о соревнованиях лишь в середине сентября, то до отъезда в Крым оставалось очень мало времени, и работа велась в страшной спешке. С утра до поздней ночи Яковлев трудился в большом холодном зале Академии Воздушного флота (АВФ).

Первое время Анощенко сам много работал над планером, а когда убедился, что помощник все делает добросовестно, стал заходить лишь по вечерам, поскольку как член оргкомитета он был очень занят подготовкой к соревнованиям. Некоторые планеры остались незаконченными, в том числе и "Макака".

Для завершения постройки, Яковлева, учитывая его активную работу, направили в Крым. Эшелон с планерами вышел из Москвы 21 октября и прибыл в Феодосию 27 октября. Соревнования проводились с 1 по 18 ноября.

Планер Анощенко представлял собой простейший одностоечный биплан с хвостовой фермой и весил всего 30 кг. Он единственный из девяти планеров-участников слета имел устаревшую балансирную конструкцию типа планеров Лилиенталя. Летчик должен был нести планер на своих собственных плечах, а ноги выполняли роль шасси при разбеге и приземлении. Планер был перетяжелен и плохо сцентрирован - перевешивал на хвост.

Анощенко сам испытывал свой аппарат, а Яковлев придерживал хвост планера.

9 ноября удалось выполнить четыре пробных подлета на буксире - всего 13 секунд в воздухе.

В четвертом подлете, длившемся б секунд, планер поднялся на полтора метра с опущенным хвостом, в результате чего потерял подъемную силу, стал проваливаться и ветром под крылья был перевернут. Пилот получил легкие ушибы, в планере же были поломаны верхнее крыло и лонжерон хвостовой фермы. В соревнованиях он не участвовал.

В оставшиеся дни Яковлев с восторгом наблюдал за полетами.

Элеонора Александровна Анощенко - внучка первого красного пилота Николая Дмитриевича Анощенко - раскрыла загадоку, связанную с необычным названием планера "Макака". На нем Николай Анощенко занял призовое место на соревнованиях в Коктебеле. Разгадка оказалась весьма интересной: в то время отцу Элеоноры - Анощенко Александру Николаевичу, - был всего один год, и по существовавшей тогда традиции давать детям домашние прозвища его называли Макакой. А уже в честь сына Николай Дмитриевич назвал свой планер.

Работа над планером и месяц общения с конструкторами и летчиками очень много значили для него. Он получил первую практику постройки летательного аппарата и впервые близко познакомился и сдружился с работниками авиации.

Его первыми учителями стали слушатели АВФ Сергей Владимирович Ильюшин, впоследствии знаменитый авиаконструктор, и Владимир Сергеевич Пышнов, будущий профессор той же академии. При их поддержке Яковлев принял смелое решение - сделать свой собственный планер. Так появился в 1924 году первый летательный аппарат А. С. Яковлева - планер АВФ-10.

В 1924 г. началась творческая деятельность Александра Сергеевича Яковлева в авиации, продолжавшаяся ровно 60 лет - до ухода на пенсию в 1984 г. 

Смотрите также

Асимметричное сложение
MuSCat чрезвычайно стоек к сложениям. Тем не менее попасть в такой режим всё же возможно -- например, при полёте в очень сильную болтанку или при неграмотном пилотировании. При асимметричном складыва ...

Какими качествами должен обладать летчик-испытатель?
Кроме тех, что уже упоминались, он должен иметь определенный уровень технической грамотности. Последние десятилетия большинство испытателей имело высшее образование. Он должен не только многое увид ...

Вертолет WG.13 «Линкс»
Производство фирмы Уэстленд Великобритания Назначение: многоцелевой вертолет Экипаж — 1-2 человека Максимальная скорость — 270 км/ч Практический потолок — 3650 м Дальность полета &md ...