Розьеры - комбинированные аэростаты
В 1785 Пилатр де Розье для перелёта через Ла-Манш построил аэростат особой конструкции, т. н. «розьер». С 1794 для наблюдения за полем боя стали использоваться ПА, имевшие шаровидную форму и поднимавшиеся на двух канатах на высоту до 500 м. СА использовались для развлекательных и научных целей.
Демонстрации полёта СА без людей («шарльера») в России впервые состоялись в Петербурге – 24 ноября 1783 года и Москве – 19 марта 1784 года. Первые полёты с человеком были осуществлены Ж- Гарнереном 20 июня и 18 июля 1803 года в Петербурге и 20 сентября 1803 года в Москве. В 1804 году, летом Петербургской АН был организован полёт академика Я.Д. Захарова и фламандского физика и воздухоплавателя Э. Робертсона. Во время этого полёта на высоте 2500 м впервые проводились аэрологические наблюдения.
16 сентября 1804 года, французский физик Ж- Гей-Люссак поднялся на СА на высоту 7 км. С 1823 года для наполнения СА, кроме водорода, стал применяться более дешёвый светильный газ, что способствовало значит, увеличению числа полётов в Европе и США. В 1861 — 66 годах, в Великобритании на СА проводились систематические метеорологические наблюдения. В 1875 году, Г. Тиссандье поднялся на СА на высоту 8,6 км, применяя кислородные подушки.
Большой вклад в развитие воздухоплавания внёс Д.И. Менделеев, внедривший (1874—75) в практику полётов аэростата высотомер высокой точности и выдвинувший идею стратостата с герметичной кабиной. Пионером аэрологии в России был акад. М.А. Рыкачёв. С 1868 года, он совершал полёты на СА, на которых устанавливались психрометр, анероид и термометры. Учитывая сложность и высокую стоимость полётов с людьми, профессор М.М. Поморцев предложил применять небольшие шары-зонды для замера скорости ветра на высотах. В 1892 году, в Германии был осуществлён запуск первого шара-зонда, т. е. небольшого аэростата, снабжённого самопишущими приборами для замера температуры и давления.
Военное применение СА началось в 1849 во время войны Италии против Австрии за независимость. Австрийцы для бомбардировки Венеции применили небольшие тепловые СА (объёмом 82 м3) с подвешенными к ним зажигательными и разрывными бомбами. ПА применялись во время Гражданской войны в США в 1861—65 годах.
Французский воздухоплаватель А. Жиффар в 1867 построил ПА объёмом 5 тыс. м3 , а для Парижской выставки 1878—ПА сферической формы объёмом 25 тыс. м3 и выс. 55 м, в гондоле которого на высоте 500 м поднималось 40 пасс. ПА и СА применялись во время франко-прусской войны 1870—71 годов. При осаде прусскими войсками Парижа за 4 мес блокады на 66 СА объёмом 1000—2000 м3, из Парижа было отправлено около 3 млн. писем и более 150 пассажиров, причём обратная связь осуществлялась при помощи голубей, вывозимых на аэростах. Во время Парижской коммуны СА применялись для разбрасывания листовок. Англичане использовали ПА в колониальных войнах 1885 году и в войне с бурами 1899—1902 годов. Япония применяла ПА с 1891 года, сначала в войне с Китаем, а позднее против русских войск в боях под Порт-Артуром.
Смотрите также
Воздушные массы
Атмосфера неоднородна не только по вертикали, но и в горизонтальном направлении. Большое различие физических свойств воздуха на одинаковых высотах часто можно обнаружить на близком расстоянии. Особенн ...
Крылатые ракеты наземного базирования
На вооружении американских ВВС имелся еще один тип ядерных ракет средней дальности - крылатые ракеты (КР) наземного базирования с большой дальностью полета. Этот тип стратегических вооружений был созд ...
Штопор
Штопор — это полет, при котором центр тяжести дельтаплана перемещается по крутой спирали малого радиуса, а дельтаплан вращается вокруг оси, близкой к продольной. При этом угол атаки больше крити ...