Особенности международного космического права
Страница 21

На повышение безопасности космонавтов направлено и обязательство участников Договора по космосу незамедлитель­но информировать друг друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы пред­ставлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. V). Речь идет о таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка по­лета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и т. д. В связи с необходимостью быстрого получения такого рода информации заинтересованными государ­ствами Генеральный секретарь ООН (хотя об этом прямо и не сказано в ст. V договора) обязан незамедлительно распростра­нить эту информацию с помощью всех имеющихся в его рас­поряжении средств.

Действующие нормы международного космического права наиболее детально регламентируют вопросы спасания и возвра­щения космонавтов в случае их вынужденной посадки за пре­делами запустившего их государства. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объек­тов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по космосу 1967 года (ст. V) обязывают госу­дарства принимать все возможные меры для спасания и оказа­ния необходимой помощи экипажу космического корабля, при­землившегося на чужой территории в результате аварии, бед­ствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены безопасность и незамедли­тельное возвращение «государству, в регистр которого занесен их космический корабль» (ст. V Договора по космосу) или «представителям властей, осуществивших запуск» (ст. 4 Со­глашения о спасании). Ни в том, ни в другом документе не фигурирует критерий гражданства как основание для возвра­щения космонавта государству, гражданином которого он явля­ется. Следовательно, международный экипаж, оказавшийся в бедственном положении, должен быть возвращен не по принци­пу гражданства его отдельных членов, а в полном составе, исходя из указанных выше критериев.

В том случае, когда государство, на территории которого аварийно приземлился экипаж иностранного космического ко­рабля, не располагает достаточными техническими средствами для быстрой и эффективной организации самостоятельных работ по спасанию, может возникнуть необходимость в проведении спасательных операций силами других государств на террито­рии первого государства. В соответствии с принципом уваже­ния государственного суверенитета Соглашение о спасании оп­ределяет, что в таких случаях спасательные операции должны проводиться под руководством и контролем государства, на тер­ритории которого они происходят.

Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в открытом море или на территории, не принадлежа­щей никакому государству, например в Антарктиде, то в соот­ветствии с Соглашением о спасании государства, которые в со­стоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа.

Как уже упоминалось, вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции в отношении космонавтов, совершивших вынужден­ную посадку на территории другого государства, пока еще не Урегулированы специальными нормами международного косми­ческого права. В более отдаленной перспективе, по-видимому, возникнет задача создания международной спасательной служ­бы для проведения операций как в космосе, так и на Земле. Такая служба мыслима только при наличии соответствующих технических возможностей и высокой степени доверия и сотруд­ничества между заинтересованными государствами. На нынеш­нем этапе эти проблемы не вышли за рамки обсуждения в раз­личных международных организациях, например в Международ­ной астронавтической федерации.

Обязанности государств по спасанию и возвращению космо­навтов, предусмотренные Соглашением о спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей по спасанию и возвращению космических объектов. В первом случае соответствующие статьи соглашения продиктованы прежде всего соображениями гуман­ности, желанием государств всеми доступными средствами по­мочь «посланцам человечества в космос», оказавшимся в аварий­ной ситуации. Во втором случае обязанности государств вытека­ют из принципа ст. VIII Договора по космосу, в соответствии с которым «права собственности на космические объекты, за­пущенные в космическое пространство, включая объекты, достав­ленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в кос­мическом пространстве или на небесном теле, или по возвраще­нии на Землю». В соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании космические объекты и их составные части спасаются и возвра­щаются «представителям властей, осуществивших запуск», только по просьбе последних и за их счет.

Страницы: 17 18 19 20 21 22