Особенности международного космического права
Страница 17

Договор по космосу устанавливает также, что права соб­ственности на космические объекты «остаются незатронутыми» как во время их нахождения в космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же госу­дарствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета. Термины «юрисдикция», «юрисдикция и контроль» широ­ко применяются в современном международном праве и нацио­нальном законодательстве многих стран. Понятия суверенитета и юрисдикции не равнозначны, хотя и тесно связаны между со­бой. Объем властных прав и полномочий, вытекающих из юрис­дикции, более узкий по сравнению с правами и полномочиями, присущими суверенитету в целом. Юрисдикция представляет собой одно из проявлений, один из аспектов суверенитета. Под юрисдикцией в международном космическом праве следует по­нимать установленные законами государства права и полномо­чия на осуществление не только судебной (которая чаще всего отождествляется с понятием юрисдикции), но также и исполни­тельной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах.

В Договоре по космосу термин «юрисдикция» стоит рядом с другим термином — «контроль». Оба они часто употребляются в международном космическом праве для обозначения единого понятия. Подобное применение этих терминов известно и в дру­гих отраслях международного и внутреннего права. Иногда тер­мин «контроль» в аналогичном смысле употребляется в юриди­ческих документах и самостоятельно. В международном косми­ческом праве термин «контроль» имеет двоякий смысл. С одной стороны, он может рассматриваться как один из элементов юрисдикции, ее составная часть. С другой стороны, право конт­роля в области космической деятельности может означать право на управление космическим объектом и руководство его экипа­жем в техническом отношении. В этом, втором смысле данный термин становится специфичным именно для космического права.

Поскольку территория и население относятся к главным ком­понентам государства, естественно, что среди прочих возможных оснований осуществления юрисдикции наибольшее признание в международном праве получили принципы территориально­сти и гражданства. В первом случае речь идет главным обра­зом об осуществлении юрисдикции в пределах определенной территории; во втором — о юрисдикции, основой которой явля­ется гражданская принадлежность физических лиц или нацио­нальность юридических лиц. В международном морском и воз­душном праве принципы территориальности и гражданства нашли отражение в определенных юридических моделях: ранее широкое распространение имели теории, приравнивавшие мор­ское судно к «плавучей территории» государства, а воздушное судно — к его «летучей территории»; ныне в ряде международ­но-правовых документов говорится о «национальности» морских и воздушных судов. В действующих нормах международного космического права термин «национальность космического объ­екта» не используется. (Осуществление юрисдикции и контроля над космическими объектами и их экипажами, согласно ст. VIII Договора по космосу, связывается не с национальной принад­лежностью космического объекта или гражданством членов его экипажа, а непосредственно с актом регистрации космического объекта в определенном государстве. Юрисдикция государства регистрации в отношении и космического объекта, и любого его экипажа во время их нахождения в космическом пространстве и на небесных телах выступает тем самым как исключительная, превалирующая над всеми другими возможными основаниями (например, по принципу гражданства).

В ст. VIII Договора по космосу говорится не об осуществле­нии юрисдикции и контроля, а об их «сохранении» за государ­ством регистрации космического объекта. Это не означает, что носителем прав юрисдикции и контроля над космическим объ­ектом и его экипажем до полета, во время полета и после его завершения обязательно должно быть одно и то же государство. Употребление выражения «сохранение» юрисдикции и контроля в данном контексте имеет целью подчеркнуть, что при нахож­дении в космическом пространстве объект и его экипаж не ока­зываются в правовом вакууме, не утрачивают автоматически пра­вовой связи с Землей, не переходят в распоряжение какой-то надгосударственной власти. 'Обычно в качестве государства ре­гистрации выступает то государство, где был создан и запущен космический объект и гражданами которого являются находя­щиеся на нем космонавты. Данное общее правило не исключа­ет случаев, когда до полета и после его завершения космиче­ские объекты и их экипажи (или отдельные члены таких экипа­жей) могут находиться под юрисдикцией и контролем иных государств, чем государство регистрации. Таков, в частности, случай, когда полет совершает международный экипаж, членами которого являются граждане разных стран. В этом случае во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской при­надлежности, распространяются юрисдикция и контроль госу­дарства регистрации, хотя до совершения космического полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципов территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21