Особенности международного космического права
Страница 16

Впервые порядок международной регистрации космических объектов был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961 г. В резолюции говори­лось о том, что Генеральная Ассамблея ООН:

«I. обращается с просьбой к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, незамедлительно пре­доставлять Комитету по использованию космического простран­ства в мирных целях информацию через Генерального секретаря для регистрации запусков;

2. предлагает Генеральному секретарю вести общедоступную регистрацию информации, предоставляемой в соответствии с пунктом I».

В соответствии с этой резолюцией государства, запускающие космические объекты, с 1962 года стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о космических объектах, за­пущенных ими «на орбиту и дальше». Таким образом, в число регистрируемых в ООН космических объектов не входят метеоро­логические и геофизические ракеты. Отдел по вопросам косми­ческого пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведе­ний рассылаются всем государствам — членам ООН.

Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета космических объектов, запускаемых государствами и международными организациями, и обеспечи­вает, в случае необходимости, дополнительные средства иденти­фикации таких объектов.

С вступлением в силу Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (15 сентября 1976 г.), национальная и международная регистрация космических объек­тов для участников этой конвенции приобрела обязательный характер.

Согласно конвенции, государство регистрации направляет Генеральному секретарю ООН сведения о каждом космическом объекте, занесенном в его регистр (название запускающего го­сударства или государств, обозначение или регистрационный номер объекта, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты, общее назначение космического объекта). Го­сударство регистрации «в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок» уведомляет Генерального секретаря ООН об объектах, которые больше не находятся на орбитах вокруг Земли. К информации, содержа­щейся в реестре ООН, обеспечивается полный и открытый до­ступ.

Конвенция исходит из того, что каждый космический объект может быть занесен в национальный регистр только одной стра­ной. Исключается также множественная международная реги­страция в ООН. В случаях, когда имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Так, в соответствии с этим правилом в рамках программы «Интеркосмос» была достиг­нута специальная договоренность о порядке регистрации объек­тов серии «Интеркосмос», согласно которой национальная и международная регистрация космических объектов, разрабаты­ваемых и изготавливаемых в Советском Союзе (позже – в России) и запускаемых в рамках программы «Интеркосмос» с территории России с по­мощью русских ракет-носителей, должна осуществляться Россией. В случаях, когда по программе «Интеркосмос» запускаются космические объекты, разработанные и изготовлен­ные в других странах—участницах программы, национальная и международная регистрация должна проводиться страной, разработавшей и изготовившей данный объект. Например спутник «Магион», разработанный и изготовленный в Чехослова­кии и выведенный на орбиту в 1978 году советской ракетой-носителем, был зарегистрирован в Чехословакии и от ее имени— в ООН. Регистрация космических объектов, запускаемых меж­дународной организацией западноевропейских стран (Европей­ским космическим агентством), ведется по поручению этой орга­низации Францией.

С регистрацией космического объекта связаны определенные юридические последствия как для самого космического объекта, так и для его экипажа.

В ст. VIII Договора по космосу сказано, что «государство— участник Договора, в регистр которого занесен объект, за­пущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле». Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом простран­стве и на небесных телах.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20