Особенности международного космического права
Страница 6

Вторичными, производными субъектами международного кос­мического права являются созданные государствами и правомер­но действующие международные организации. Объем космичес­кой правосубъектности таких международных межправитель­ственных организаций ограничен, он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются.

При этом следует иметь в виду, что одни международные ор­ганизации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная ор­ганизация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут быть как субъектами международных космических право­отношений (в силу своей компетенции, определенной учредитель­ными актами), так и субъектами международных правоотноше­ний вообще. В то же время другие международные организации не всегда являются субъектами международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государ­ства-члены наделили их специальной компетенцией, зафиксиро­ванной в их уставах.

Действующее международное право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию» космического пространства как государствами в рамках между­народных межправительственных организаций, так и самими международными межправительственными организациями (см. ст. VI и XIII Договора по космосу 1967 г., ст. VI Соглашения о спасании 1968 г., ст. XXII Конвенции об ответственности 1972 г., ст. VII Конвенции о регистрации 1975 г., ст. XVI Соглашения о Луне 1979 г.).

В отличие от суверенных государств, которые ipso facto (в силу самого факта) являются субъектами международного кос­мического права, международные организации являются произ­водными субъектами.

Для того чтобы международная межправительственная орга­низация пользовалась правами и несла обязанности по Согла­шению о спасании, Конвенцииоб ответственности, Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне, должны быть соблюдены четыре непременных условия: организация должна официально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующе­му соглашению; большинство государств—членов этой органи­зации должны являться участниками соответствующего соглашения; большинство государств—членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года; орга­низация должна осуществлять космическую деятельность (в слу­чае Соглашения о спасании организация должна быть ответст­венной за запуск космического объекта).

Согласно Конвенции об ответственности, Конвенции о реги­страции и Соглашению о Луне, государства—члены междуна­родных межправительственных организаций, осуществляющих космическую деятельность, обязались принимать все необходи­мые меры для обеспечения того', чтобы такая организация сде­лала заявление о принятии на себя прав и обязанностей по упомянутым договорам. Европейское космическое агентство зая­вило 31 декабря 1975 г. о принятии на себя прав и обязанностей по Соглашению о спасании, 23 сентября 1976 г.—по Конвенции об ответственности, 2 января 1979 г.—по Конвенции о регист­рации.

Права и обязанности международных организаций по трем из названных договоров являются ограниченными по сравнению с правами и обязанностями государств—участников этих дого­воров. Так, ст. XXIV—XXVII Конвенции об ответственности относятся только к государствам. Это значит, что международ­ная организация не может подписать эту конвенцию или при­соединиться к ней, то есть стать ее официальным участником со всеми вытекающими из этого последствиями. То же самое отно­сится к Конвенции о регистрации и к Соглашению о Луне. Сог­ласно ст. XIII Договора по космосу 1967 года, практические во­просы в связи с осуществлением космической деятельности международными межправительственными организациями мо­гут решаться государствами—участниками договора либо с самой соответствующей организацией, либо с одним или нес­колькими государствами—членами этой организации. Данное положение также свидетельствует об ограниченной правосубъектности международных организаций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10