Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны
Страница 7

При полетах в тыл врага наряду с боеприпасами, оружием и други­ми средствами ведения борьбы самолеты всех авиаполков ГВФ достав­ляли центральные газеты, брошюры и, особенно, листовки. Печатное партийное слово обладало огромной силой воздействия на умы и серд­ца советских людей, находившихся под игом оккупантов, знакомило их с важнейшими решениями Коммунистической партии и Советского пра­вительства, с положением на фронтах, укрепляло веру в победу, спо­собствовало новому подъему всенародной борьбы. Совершив в годы Великой Отечественной войны более 40 тысяч вылетов в тыл врага, экипажи фронтовых частей ГВФ доставили в захваченные врагом районы 865 тонн листовок. Много полетов выполняли экипажи частей гражданского воздушного флота по доставки грузов партизанам Польши, Чехословакии и других стран.

Наиболее трудоемкой работой для транспортных подразделений и частей ГВФ оставалась перевозка технического состава и имущества полков воздушных армий при их перебазировании с одного аэродрома на другой. Продвижение советских войск в ряде операций, особенно в Висло-Одерской, было настолько быстрым, что большинство истреби­тельных и штурмовых авиаполков действовали с одного аэродрома толь­ко в течение двух-трех дней, после чего возникала необходимость в пе­ребазировании на Запад. Одновременно подбирали аэродромы. Только экипажи 69-го отдельного авиаполка ГВФ для поиска и обследования полевых аэродромов на освобождаемой территории выполнили в ходе зимних наступательных операций наших войск более 700 вылетов, а лет­ный состав 23-го отдельного авиаполка ГВСО, действовавшего на 1-м Украинском фронте, подобрал и обследовал в 1945 году 250 аэродро­мов и посадочных площадок.

С предельным напряжением трудились в годы войны авиаторы са­нитарных авиаэскадрилий ГВФ. Кроме повседневной работы по эвакуа­ции раненых из медсанбатов, они перевозили раненых из прифронтовых госпиталей в тыл страны. В ходе крупных наступательных операций, ко­гда число раненых резко возрастало, а другие виды транспорта полно­стью переключались на обеспечение боевых действий войск, на помощь приходили экипажи транспортных самолетов фронтовых частей ГВФ.,

Значительно возросло к концу войны и количество связных полетов, 62-й отдельный гвардейский авиаполк ГВФ за 15 дней января перевез только в пределах фронта 3089 срочных пакетов и донесений, в 120-м отдельном гвардейском авиаполку ГВФ в январе полеты на связь соста­вили 40 процентов всех вылетов *.

В наступательных операциях 1945 года пилоты соединений и частей ГВФ также выполнили значительный объем работы. Только в январе — феврале совершили свыше 52 тыс. вылетов, перевезли более 43,5 тыс. человек и 3260 т грузов.

8 мая 1945 года в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В ночь на 9 мая этот исторический документ был доставлен в Москву на самолете Ли-2, который пилотиро­вали командир 19-го отдельного авиаполка ГВФ А. И. Семенков и вто­рой пилот А. Тайметов. Героическая борьба советского народа завер­шилась всемирно-исторической победой.

* * *

С огромным напряжением в годы войны работали для фронта авиаподразделения ГВФ, находившиеся в тылу страны. Они перевозили воен­ные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее; общий налет составил 1 348 тыс. часов. Только по специальным решениям и указаниям ГКО и СНК СССР было перевезено 57 043 т военных грузов.

В годы войны продолжали действовать международные авиалинии Ташкент—Хами и Улан-Удэ—Улан-Батор. В 1942 году открылась трас­са Москва—Тегеран. Всего на международных линиях за 1941—1945 го­ды перевезено более 32 380 пассажиров, 222 т почты, 1916 т грузов

Выполняя специальные задания, гражданские авиаторы эпизодически летали в Лондон, Стокгольм, Париж, Рим, Каир, Чунцин, Нью-Йорк, Касабланку, Алжир и другие зарубежные города.

Июле 1942 года произошло знаменательное для трудного военно­го времени событие — вновь открылось воздушное сообщение по вось­ми внутрисоюзным линиям, идущим от Москвы на восток страны, а в середине октября начались полеты еще по девяти трассам. С мая 1944 года возобновились регулярные полеты по маршрутам Москва — Ташкент, Москва — Красноярск, а затем Москва — Адлер. Тогда же руководство полетами начало осуществлять диспетчерская служба, оснащенная в крупных аэропортах радиоаппаратурой. Огромная нагрузка легла на ремонтные предприятия гражданского воздушного флота. Вследствие того что многие высококвалифицирован­ные специалисты, кадровые рабочие ушли на фронт, их место заняли женщины, подростки, не имевшие навыков и знаний, необходимых для работы со сложной авиационной техникой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8