Полет ГагаринаСтраница 3
Гагарин – первый человек в космосе
Вселенная принадлежит человеку!
К. Э. Циолковский
Издавна далекий и неведомый мир космоса представлялся человеку царством безмолвия. И вот апрельским днем 1961 года космос заговорил!
Заговорил по-русски! Можно сказать, что тогда вся наша планета с волнением вслушивалась в голос русского парня, доносившийся сквозь радиопомехи из космоса. Это был голос Гагарина.
Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1949 году он поступил в
Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика- литейщика. Два года спустя как один из лучших учеников Юрий был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы в техникуме он начал заниматься в Саратовском аэроклубе, что окончательно предопределило его судьбу: он решил посвятить себя авиации. По рекомендации комиссии аэроклуба Юрий Гагарин поступил в 1-е Чкаловское военно- авиационное училище в Оренбурге, которое окончил в 1957 году, и был направлен на службу в Заполярье.
В 1959 году Гагарин участвовал в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и был зачислен в первый отряд космонавтов в числе других
20 офицеров-летчиков. В 1960 году он начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов, ныне носящем его имя. Гагарин работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Каждый из космонавтов горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Гагарина.
Каким же запомнился день 12 апреля 1961 года прежде всего участникам и очевидцам тех знаменательных событий? Вот, что рассказывал космонавт Герман
Титов, дублер Гагарина, сам вскоре отправившийся в космос:
«Мы не ощущали тогда всего историзма событий. Накануне мы оба рано легли спать. Нам определено так было распорядком дня. И мы выполнили этот пункт программы добросовестно. Главный конструктор советской ракетно- космической техники Сергей Королев ходил всю ночь вокруг дома, где мы спали, как бы охраняя наш сон».
«Автобус быстро мчался по шоссе, – вспоминал то памятное апрельское утро Юрий Гагарин. – Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине».
«Итак, мы на космодроме, – продолжал вспоминать Герман Титов. – Ясное утро 12 апреля 1961 года. Солнце едва показалось за далеким горизонтом, но лучи его уже греют, ласкают. Автобус доставил нас к подножию ракеты. Через несколько минут Гагарин займет место в кабине корабля. Он прощается с учеными, специалистами, товарищами-космонавтами. Мы оба были в скафандрах, но тоже обнялись и, как у нас принято говорить, «чокнулись» гермошлемами».
Вот, с какими словами Гагарин обратился к провожающим в это утро:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.
Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно.
Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу всему человечеству в космос. Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.