B-2 - Бомбардировщик 21 века
Страница 4

Несколько лет не утихают страсти и судебные тяжбы вок­руг электронных систем, которые "Нортроп" изготовляет для баллистических ракет MX, штурмовиков "Харриер" и крылатых ракет. Блок наведения MX - небольшой агрегат, формой и размерами напоминающий баскетбольный мяч. В ходе расследо­вания выяснилось, что работники корпорации при сборки этих важнейших узлов использовали "не прошедшие технический контроль", то есть бракованные, детали, а так же "фальси­фицировали результаты стендовых испытаний". При этом руко­водители фирмы не стеснялись предъявлять Пентагону двойные счета на оплату некачественных компонентов. На испытаниях из 5 запусков из-за дефектов системы наведения боеголовки 2 ракет не попали в цель."60 процентов успеха - "двойка" в обычных условиях", - зло заметил по этому поводу конгресс­мен Л. Эспин.

Неоднократные переносы сроков летных испытаний "неви­димки" тоже связаны с низкой готовностью самолета, недос­таточной проверкой качества его узлов и деталей, хотя к выполнению программы уже привлечено 34 тысячи инженеров и рабочих по всей стране.

Покуда на заводе номер 42 в Палмдейле собирают первые предсерийные образцы В-2, Пентагон поспешил запустить на околоземную орбиту навигационный спутник "NavStar GPS", призванный облегчить вывод "невидимок" на цели.

Корпорация "Нортроп" надеется, что В-2 откроет дорогу новому классу вооружений. На очереди истребитель-"невидим­ка" YF-23. На его разработку компания получила 691 милли­он, а закупка 750 таких самолетов обойдется США в 40-50 миллиардов. Начались испытания созданного в конструкторс­ких бюро фирмы в соответствии с новомодной пентагоновской концепцией "конкурирующих стратегий" беспилотного ударного комплекса "Tasit Rainbou".

Несмотря на полную готовность к производству В-2, Пен­тагон решил на время заморозить этот проект (сказалось по­тепление отношений между США и наиболее вероятным против­ником - СССР), на данный момент этот вопрос так и не пояс­нился.

В 1990 году Пентагон продемонстрировал другой самолет - "невидимку". Этот самолет не отличается изяществом. Истре­битель - бомбардировщик F-117A скорее напоминает какую-то экзотическую летучую мышь, нежели современный боевой само­лет. Конструкторы корпорации "Локхид" за красотой и не гнались. Задача была у них совсем другая: сделать машиной "невидимой" для радаров. Из-за этого и причудливость ее формы (какой контраст с до предела "зализанным" В-2). "Из­делие" оказалось дорогим. Каждый из 59 построенных самоле­тов стоит 42,6 миллиона долларов.

До последнего времени F-117A оставался невидимым и для общественности. С 1978 года, когда началось создание само­лета по программе "Стелс", истребитель был строго засекре­чен. И вот состоялась его демонстрация. С чего это вдруг Пентагон решил снять чадру с "невидимки" ? "Военные, - считает обозреватель американской телекомпании ABC Б.Зел­ник, - стремятся заручиться поддержкой общественности для дальнейшего выпуска самолетов по технологии "Стелс".

F-117A применялись во время войны в Персидском заливе. Как отмечает генерал ВВС США, пожелавший остаться неиз­вестным, самолет не оправдал возложенных на него надежд. Действительно, "рентабельность" его применения оказалась черезчур высокой - только 36 процентов ракет, установлен­ных на самолете, поразили цели, кроме того, F-117A оказал­ся не таким уж невидимым как для иракских ПВО, так и для собственных американских самолетов воздушной разведки E-2C, способных, как известно, управлять тремя эскадриль­ями перехватчиков и сопровождать до 300 целей одновремен­но. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее разме­ров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.

С другой стороны, Пентагон, заинтересованный в продол­жении программы "Стелс", официально заявил о полном успехе новых самолетов и поставил вопрос о продолжении работ над В-2 и закупок F-117A. Однако, до сих пор этот вопрос так и не решен.

Страницы: 1 2 3 4 5