Космизм
Страница 1

Введение

Федоров Н. Ф.

Биография

Космическая философия

Заключение

Библиография

Введение

Философия русского космизма — явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшего трагически очевидным на рубеже XIX и XX веков. Философия космизма — это попытка дать ответ на глобальные проблемы (прежде всего, проблемы внутренние), с которыми столкнулась человеческая цивилизация.

Путь человека мыслился космистами как путь к просветлению и самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочению всех землян в единую братскую семью. Овладение космосом не рассматривалось в русском космизме как самоцель и тем более как средство само возвеличивания человеческой гордости. Его целью является торжество жизни и человечности. При всем разнообразии подходов к рассмотрению и разрешению проблем в идейно-философской подсистеме космизма, содержатся универсальные компоненты.

Анализ философско-мировоззренческой проблематики русского космизма позволяет выделить его следующие родовые особенности.

Русский космизм осознал и убедительно доказал неразрывную связь человека и космоса, общества и окружающей природной среды. Природа и человек в русском космизме — равновеликие ценности, — отсюда философский принцип антропокосмизма.

Человек способен, преодолев пространство и время земной ограниченности, достигнуть истинного бессмертия. Идея и принцип воскрешения в широком смысле означает и способность природы к самовосстановлению и раскрытие и использование жизнетворчества человека.

Природно-исторический процесс объективно служит делу объединения разрозненного человечества, превращая народы в единую семью, а человека — в гражданина мира. Однако это должно происходить на основе сохранения индивидуальности и уникальности культуры и, следовательно, социальной специфики различных народов.

Философия русского космизма провозглашает новую этику, основывающуюся на "Воле Вселенной", на мировосприятии живого, а не умирающего (знающего о своей неминуемой гибели) человечества. Это — глобальная этика, основанная на человеческой и сверхчеловеческой любви. Философия русского космизма актуализирует потребность в новом глобальном сознании, новом типе мышления, характеризующемся открытостью осознанием сущностно-смысловых компонентов мира, чуткостью к противоречиям и т.д. Необходимо целостное восприятие мира, складывающееся вне зависимости от полноты знания его объективных связей и взаимодействий. Для полного описания мира нужно использовать бесконечное число связей. Не зная их объективно, человек может знать их целостно.

Мне бы хотелось показать этой работой всю суть открытой мною проблемы. Ведь решение ее лежит не на поверхности, до нее нужно ''докопаться''. Во всяком случае , я сделал такую попытку. Например, я постарался как можно глубже раскрыть основные вопросы работ основателя космизма – Н. Ф. Федорова. Что касается того, почему я решил взять эту тему – я не знаю… Возможно, на это решение повлияли две причины:

Во-первых, мне посоветовал мой наставник по философскому пути Игорь Альбертович, а ,во-вторых, это как у Заболоцкого:

Вчера, о смерти размышляя,

Ожесточилась вдруг душа моя.

Печальный день! Природа вековая

Из тьмы лесов смотрела на меня.

Вот почему я заинтересовался этой темой. А цели у меня были примерно похожи: посмотреть на мир другими глазами или просто узнать для себя что-то новое, в какой-то мере поразвлечься. Но когда я начал заниматься этой темой, мне стало не до шуток…

На первый взгляд легко- что такое космос, звезды, бесконечный вакуум… Но на самом деле все намного сложнее: философия, история, в какой – то степени литература – все перемешивается в этом понятии. Итак, вот что вышло из моих попыток понять все это…

Федоров Н. Ф.

БИОГРАФИЯ

В истории существуют духовные явления, содержание и смысл которых раскрываются не сразу. Пройдя незаметно или затронув небольшой круг умов и сердец, они с течением времени все возрастают в величии и силе. К такого рода явлениям принадлежит наследие Николая Федорова, поразительно национальное по своим прозрениям и устремлениям и вместе с тем (а возможно, и поэтому) достигающее уровня универсальных, мировых идей. Никто другой из блистательного созвездия русских мыслителей конца прошлого и нашего века не объял в своем влиянии такие широкие ряды культуры, как Федоров: от Ф. Достоевского и Л. Толстого до М. Горького и В. Брюсова, от В. Хлебникова и В. Маяковского до Н. Клюева и Н. Заболоцкого, от художников В. Чекрыгина и П. Филонова до такого выдающегося прозаика философского склада, как М.Пришвин, или такого гения, как А. Платонов.

Страницы: 1 2 3 4 5