ОК Буран
Страница 13

Заключительной фазой участка спуска в атмосфере являются заход на посадку и собственно посадка ОК на ВПП с заданными параметрами движения. Заход на посадку и посадка определяются двумя особенностями ОК:

• первая - отсутствие двигателей, обеспечивающих посадку по традиционной самолетной схеме, и

• вторая - сравнительно малое аэродинамическое качество (Кmax=5,6) на этом участке полета.

В связи с этим для захода на посадку с последующей посадкой ОК на ВПП принята двухглиссадная схема, при которой вся траектория разбивается на четыре участка:

• п е р в ы й - полет по крутой глиссаде с углом наклона -(17 .22) , на котором компенсируются ошибки приведения по координатам, скоростям и углам при выходе ОК на крутую глиссаду с последующей стабилизацией относительно жесткой опорной траектории с постоянной заданной приборной скоростью. Этот участок характеризуется режимом равновесного планирования, т.е. полетом с постоянным углом наклона траектории и постоянной скоростью, когда внешние возмущающие воздействия компенсируются изменением эффективного аэродинамического качества увеличением или уменьшением угла раскрытия воздушного тормоза. Так как внешние возмущающие воздействия с равной вероятностью могут быть как встречного, так и попутного характера, то в невозмущенной атмосфере воздушный тормоз находится в положении, соответствующем его средней эффективности. Угол наклона крутой глиссады зависит от посадочной массы ОК и выбирается так, чтобы обеспечивалось парирование внешних возмущающих воздействий заданной интенсивности во всем диапазоне возможных скоростей планирования;

в т о р о й - первое выравнивание (высота 500 м), на котором происходят интенсивное торможение и уменьшение скорости снижения ОК до значения, обеспечивающего комфортные условия посадки на ВПП;

т р е т и й - полет по пологой глиссаде с углом наклона -2 , на котором завершаются переходные процессы предыдущего участка и обеспечивается выход ОК на высоту начала заключительного вы-равнивания с заданными параметрами движения;

ч ет в е р т ы й - заключительное выравнивание (собственно посадка), на котором с высоты 20 м реализуется траектория, строящаяся по экспоненциальному закону, традиционному для самолетной посадки, воздушный тормоз фиксируется в положении, соответствующем началу участка, а требуемые параметры движения в момент касания ВПП при действии возмущающих факторов обеспечиваются изменением геометрических параметров траекторий (эти параметры выбираются такими, чтобы при отсутствии внешних возмущений ОК приземлился на удалении 1000 м от кромки ВПП).

Приземление и пробег ОК происходят по сухой и мокрой бе-тонной ВПП, как в автоматическом, так и в ручном режиме управ-ления при посадочной скорости Vпос=300 .330 км/ч, угле тангажа u=10 .13 , при попутном (до 5 м/с), встречном (до 20 м/с) и боковом (до 15 м/с) ветре.

Управление пробегом до опускания передней стойки шасси выпол-няется в канале тангажа элевонами в режиме руля высоты, в путевом канале - рулем направления, а после опускания носового колеса - управляемой передней стойкой и дифференциальным растормажи-ванием колес основных стоек шасси.

Алгоритмы управления пробегом ОК сформированы так, что отказ одного из управляющих органов не приводит к потере управ-ляемости и уводу с ВПП при различных сочетаниях ветровых воз-мущений и отклонений от оси ВПП. Большой объем статистическо-го моделирования, полеты на аналоге и первый орбитальный полет ОК "Буран" подтвердили эффективность управления на пробеге, обеспечившего отклонение от оси ВПП в конце пробега до 5 м в ав-томатическом и ручном режимах.

Торможение ОК осуществляется трехкупольным тормозным парашютом и тормозами колес основных стоек шасси, а также воз-душным тормозом, используемым в качестве резервного при ручном управлении. Суммарный пробег в зависимости от направления и си-лы ветра и состояния поверхности ВПП не должен превышать 1800 м.

Далеко не все поддерживали решение о проведении первых испытательных пусков "Бурана" в беспилотном, автоматическом режиме. За несколько месяцев до запуска в адрес Правительства было направлено коллективное письмо, подписанное, в том числе летчиками-космонавтами А.А.Леоновым и И.П.Волком, о том, что "Буран" не сможет надежно выполнить полет в автоматическом режиме и что первый полет, как и у американцев на "Спейс Шаттле", должен быть пилотируемым. Но специальная комиссия, рассмотрев состояние подготовки ОК, согласилась с предложением технического руководства о первом беспилотном пуске.

Страницы: 9 10 11 12 13 14