Ту-160
Страница 13

Имеется оптоэлектронный бомбардировочный прицел «Гроза», обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки наземных целей, обеспечивающую применение корректируемых авиационных бомб (КАБ) с лазерным полуактивным наведением с больших высот.

В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями.

В крайней задней части фюзеляжа расположен теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты противника.

Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета, превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.

Кабина летчиков оборудована стандартными электромеханическими приборами, в целом аналогичными установленным на бомбардировщике Ту-22М3. Однако управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых кораблей штурвала, а посредством ручки управления «истребительного» типа (появлению ручки управления самолет Ту-160 во многом обязан командующему ДА В.В. Решетникову, много сделавшему для того, чтобы убедить многочисленных «консерваторов» в пользе ее применения на тяжелом бомбардировщике). В перспективе предполагается переоснащение бомбардировщиков более современной авионикой.

ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает широкую номенклатуру управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а также других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении, что позволяет использовать самолет практически против всех типов наземных и морских целей.

Ту-160 на авиабазе Энгельс. Под крылом - Х-55Стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в «память» КР перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты КР имеют радиолокационную систему самонаведения. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15. Поскольку вариант с 24 ракетами на четырех пусковых установках так и не был доведен, Ту-160 может нести только 12 ракет Х-15 в двух МКУ. Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе самые мощные отечественные боеприпасы этого класса серии КАБ-1500 калибром 1500 кг. Самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра (в том числе и ядерными), разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Описание

Конструкция

ОКБ им.А.Н.Туполева

Обозначение

Ту-160 («160»)

Обозначение НАТО

BlackJack

Тип

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик

Первый полет

18 декабря 1981

Экипаж, чел

4

Геометрические и массовые характеристики

Длина самолета, м

54,1

Размах крыла, м

x = 20 град

55,7

x = 65 град

35,6

Высота самолета, м

13,2 (13,1)

Площадь, м2

базового крыла при x = 20°

293,15

крыла при x = 20°

400

крыла при x = 65°

360

поворотной части крыла при x = 65°

189,83

Взлетная масса, кг

максимальная

275000

нормальная

267600

с аэродрома 1 класса

185000

Масса пустого самолета, кг

110000

Масса топлива, кг

148000

Силовая установка

Число двигателей

4

Двигатель

ДТРФ НК-32

Тяга двигателя, кгс (кН)

максимальная

14000 (137,2)

форсажная

25000 (245,7)

Удельный расход топлива, кг/кгс*час

на дозвуке

0,72-0,73

на сверхзвуке

1,7

Летные данные

Максимальная скорость полета, км/ч (М=)

на высоте

2000 / 2200

у земли

1030

Посадочная скорость (при посадочной массе 140000-155000 кг), км/ч

260-300

Максимальная скороподъемность, м/с

60-70

Практическая дальность полета, км

с нормальной нагрузкой

13200

с максимальной нагрузкой

10500

Продолжительность полета, ч

15

Практический потолок, м

15600 (16000)

Максимальная эксплуатационная перегрузка

2,5

Длина разбега (при максимальной взлетной массе), м

2200

Длина пробега (посадочная масса 140000 кг), м

1800

Вооружение

Крылатые ракеты

12 Х-55

Аэробаллистические ракеты

12 (24) Х-15

Бомбовая нагрузка, т

нормальная

9

максимальная

45 (40)

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17