Лунная программа Аполлон
Страница 5

«Аполлон-12»

Первоначально полёт планировался на сентябрь, но успех предыдущей миссии позволил дать время, на то чтоб разработать серьёзную научную задачу, возлагаемую на «Аполлон-12». Он стартовал 14 ноября 1969 года. Во время старта в результате грозового разряда на 12 секунд была обесточена гиростабилизированная платформа системы наведения, далее полёт шёл без проблем. На высоте 150 м кабина перешла на ручное управление, после посадки наклон не превышал 3 градусов. Они сели в 89 м от расчётной точки, примерно в 150 м от «Сервейра-3» - автомата, прилунившегося здесь 2 годами ранее.

Сбор камней теперь проходил по-другому : каждый камень предварительно фотографировался под разными углами и опускался в отдельный мешочек. Были собрано 34 кг грунта, и среди них довольно крупные образцы. Установленная аппаратура работала нормально. Сейсмограф регистрировал каждый шаг астронавтов. Во время второго выхода на поверхность организовали поход к «Сервейеру». Отрезали кусок облицовки, кабеля, сняли телекамеру, ковш-захват. Перед тем, как отправится к Земле, они провели ещё один эксперимент : отстыкованный лунный модуль направили в район посадки, сейсмограф регистрировал колебания, вызванные ударом более получаса. 24 ноября, пробыв в космосе более 10 суток, «Аполлон-12» опустился в океан.

«Аполлон-13»

После возвращения предыдущего экипажа на Луну собралась новая тройка : Джеймс Ловелл, Томас Маттингли и Фред Хейс. За неделю до старта появилось неожиданность – у Маттингли не было иммунитета на краснуху, которая появилась среди астронавтов. Экипаж был заменён на дублирующий. В понедельник, 13 апреля 1970 года «Аполлон-13» стартовал. На старте были проблемы – двигатели «Сатурна-5» сработали не по программе. В служебном отсеке корабля, находившегося на расстоянии 330 тыс. км от Земли, произошел взрыв кислородного баллона электроэнергетической системы, вырабатывающей к тому же и кислород для жизнеобеспечения астронавтов. Служебный отсек взрывом был выведен из строя полностью, но жилой отсек корабля не пострадал. Необходимо было в кратчайший срок возвращаться на Землю, о прилунении не могло быть и речи. Они летели в мёртвом, тёмном, холодном корабле, в сотнях тысяч километрах от Земли. Проявляя самообладание и мужество, устраняя на каждом шагу новые возникающие неполадки : перенасыщенность атмосферы углекислотой, сложности с навигацией, невозможность точной ориентации и так далее, астронавты сумели воспользоваться системой жизнеобеспечения лунного корабля и с крайне ограниченными запасами кислорода на шестые сутки аварийного полета совершили благополучную посадку.

«Аполлон-14».

31 января 1971 года экипаж «Аполлона-14» стартовал с 40-минутным опозданием: помешали гроза и ливень. Поначалу всё шло нормально, но потом при перестыковке произошла заминка: лунная кабина не хотела стыковаться. Лишь с 6-й попытки это удалось. Прилунение прошло по обычной схеме, Шепард посадил кабину в 59 метрах от расчётной точки. Научная программа полёта была довольно обширной и напряжённой, в общей сложности им предстояло выполнить около 200 различных заданий. Особенно непростым оказался второй выход, когда экипаж должен подняться на вершину кратера Коун : местность была очень пересечённой, повсюду ямы, кратеры и нагромождения камней. Резиновые шины тележки или зарывались в пыль, или натыкались на камни, часто её приходилось тащить на руках; система охлаждения скафандров не справлялась. Они так и не достигли цели – Хьюстон приказал возвращаться обратно. Но практически всю научную программу они выполнили : установили комплект приборов АЛСЕП, собрали порядка 43 кг лунных пород. Дорога к Земле прошла без приключений, 9 февраля их выловили в районе островов Самоа.

«Аполлон-15».

С технической точки зрения космические «Аполлоны» не были простыми копиями друг друга : НАСА всегда изыскивало средства для усовершенствования и модернизаций, т. н. «доводку». Изучались в том числе предложения астронавтов по усовершенствованию различных систем корабля и оборудования, с которым им приходилось работать на Луне. «Аполлон-15» подвергся серьёзным переделкам : модифицирован командный модуль( ресурс повышен до 16 суток), усовершенствована лунная кабина, что увеличило время её пребывания на Луне до 72 часов, а также увеличило грузоподъёмность на 180 кг. Кислородная атмосфера разбавлялась азотом на время старта, были доработаны скафандры: они стали более гибкие, а автономное время работы увеличено до 7 часов. Но самым главным отличием от всех предыдущих полётов был «лунный скиталец» - маленький электрический двухместный вездеход. Четыре алюминиевых колеса диаметром 81,4 см и шириной 23 см, общий вес конструкции 210 кг, полная длина 3,1 м, база 2,3 м, высота 1,14 м. Электромобиль оборудован двумя антеннами и приёмо-передающей аппаратурой для прямой связи с Землёй, теле-, кино- и фотокамерами, электробуром, контейнерами для инструментов и образцов лунных пород.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7