Веремей Б.И.

Веремей Борис Иванович (1935 - 2002гг.) - первый пилот самолета Ту-160, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР. Борис Иванович Веремей отдал около 40 лет испытаниям и доводкам туполевских самолетов и навсегда вошел в историю отечественной авиации прежде всего как командир экипажа, впервые поднявший в небо 18 декабря 1981 года самый мощный в мире ударный боевой самолет – сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160.

Борис Иванович Веремей родился 25 декабря 1935 г. в поселке Мещеронь Московской области в семье военнослужащего (отец – генерал-танкист, Герой Советского Союза и МНР И.Н. Веремей).

Еще учась в средней школе, Борис «заболел» небом. Тайком от родителей в 1952г. он поступил в 1-ый Московский городской аэроклуб. Отец узнал об этом уже тогда, когда сын начал летать самостоятельно. Уже в аэроклубе в нем проявились те черты мастерства летного дела, которые красной нитью пройдут через всю его летную карьеру. Его первый летчик-инструктор по аэроклубу характеризовал Бориса «...дисциплинированным курсантом, выдержанным, общительным, аккуратным». В характеристике на молодого пилота были такие слова: «...В работе инициативен и исполнителен, летную программу усваивает легко. В воздухе чувствует себя спокойно, свободно, летное дело любит. Летает с большим желанием, смело уверенно, внимательно...»

Дальнейшая судьба сына боевого генерала, мечтавшего о небе и карьере офицера-защитника Родины, складывалась, как и у многих его сверстников. Летное училище, погоны лейтенанта, нелегкая ответственная служба в ближних и дальних горнизонах. В 1955 году Веремей оканчивает Армавирское военное училище летчиков, где некоторое время служит летчиком-инструктором. Затем перевод в Бакинский округ ПВО, где он стал командиром авиационного звена, летая на реактивных дозвуковых и сверхзвуковых истребителях-перехватчиках типа МиГ-17, МиГ-19 нескольких модификаций, а также на первых серийных, еще весьма капризных «двухмаховых» Су-9. В 25 лет он – военный летчик 1-го класса. В это время ему довелось выполнять интернациональный долг в одной из стран, входящих в орбиту интересов СССР. Служба в ВВС явно складывалась удачно, а в перспективе – новые более высокие должности и звания. Но этого Веремею было явно мало. Он считал перейти на новые орбиты в своей летной профессии.  
Веремей Борис Иванович

В это время Борис Иванович проходит строгую предварительную систему отбора в «Звездном», да подвел большой рост. Кабины первых пилотируемых отечественных космических кораблей не рассчитывались на таких крупных мужчин. Не удалось перейти, как тогда говорили, на работу со спецтехникой. Тогда Веремей добивается (на шестом году службы) направления в Школу летчиков-испытателей МАП, которую окончил в 1962 году

После окончания ШЛИ МАП в 1962 году его направляют летчиком-испытателем на Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (ныне КАПО им. С.П. Горбунова), где он дал путевку в небо более 50 серийным машинам, в основном – различным модификациям Ту-22 и морским самолетам-ракетоносцам Ту-16К-10. Он же провел испытания опытного самолета Ту-110, доработанного под летающую лабораторию. Учитывая большой практический опыт работы на туполевских серийных бомбардировщиках и ракетоносцах Ту-22 и Ту-16, в 1965 году Бориса Ивановича приглашают летчиком-испытателем в Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу ММЗ «Опыт» (ныне филиал ОАО «Туполев»), где он бессменно проработал до конца своих дней.

За годы своей летной карьеры Борис Иванович освоил и испытал около 50 типов дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, среди которых туполевские гражданские Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту144, Ту-154; военные – Ту-22 и Ту-22М различных модификаций, летающие лаборатории Ту-95ЛЛ и Ту-142ЛЛ для испытаний опытных двигателей, летающая лаборатория Ту-144ЛЛ и др. Вершиной его летной и жизненной карьеры стали испытания и доводки самолета Ту-160 – законной гордости туполевского ОКБ, всей нашей авиационной промышленности и всей нашей страны. Впервые он поднял в небо этого прекрасного "белого лебедя" 18 декабря 1981 года. Общий налет Бориса Ивановича составил 8000 часов, две трети из которых можно отнести к полетам на сверхзвуковых самолетах. За годы своей летной карьеры Веремею поручались одни из самых сложных и ответственных испытаний серийной и опытной техники.

В 1984 году Б.И. Веремею было присвоено звание Героя Советского Союза

В 2000 году, в 65 лет, Борис Иванович продолжал активно работать, испытывать модификацию самолета Ту-160 (№802) и дал ему путевку в жизнь.

Веремей Б.И. установил 34 мировых авиационных рекорда (из них 12 - вторым пилотом): в 1983г. - 12 рекордов (вторым пилотом) скорости и грузоподъёмности на Ту-144, в 1989г. - 22 рекорда высоты, скорости и грузоподъёмности на Ту-160. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, Красной Звезды, медалями.

Борис Иванович умер 6 февраля 2002 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище. 

Смотрите также

Профиль лопасти
Профиль — сечение лопасти плоскостью, параллельной оси вращения. Винтовые профили в общем сходны с крыльевыми профилями. В прошлом наиболее часто применялись винтовые профили ВС-2 (ЦАГИ), а такж ...

Ястреб
Дирижабль "Ястреб" - 1910 г. Дирижабль "Ястреб" был построен в России в 1910 году акционерным обществом «Дукс» в Москве. Конструктор А.И. Шабский. Объем оболочки 2.800 ...

Horten Ho.I HANGWIND Экспериментальный планер
Немецкие авиаконструкторы братья Раймар и Вальтер Хортены, создатели множества самолетов и планеров типа "летающее крыло", начали свою конструкторскую деятельность в 30-х годах. Еще подростк ...