Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ) SS-18 "Satan" (Сатана)
Летательные аппараты / Инерционные / Баллистические ракеты / Баллистические ракеты СССР и РФ / Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ) SS-18 "Satan" (Сатана)

Количество ступеней, шт 2
Максимальная дальность стрельбы ракеты с РГЧИН,км 11000
Максимальная дальность стрельбы ракеты с "легкой" ГЧ, км 15000
Максимальная стартовая масса, т 211
Масса головной части, т 8,8
Мощность боевых блоков (РГЧИН), мт 10 х 0,5
Мощность "лёгкой" ГЧ, мт 20
Длина ракеты, м 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3
Тяга маршевого двигателя первой ступени у земли, тс 144
Удельный импульс тяги маршевого двигателя первой ступени у земли, кгс.с/кг 296
Первоначально установленный гарантийный срок хранения, лет 15

Р-36М2 "Воевода" - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета была создана КБ "Южное" под руководством академика В. Ф. Уткина путем модернизации БРК Р-36М УТТХ. Тактико-техническое предложение по ракетному комплексу Р-36М2 было разработано в июне 1979 года, а разработка проекта завершена в июне 1982 года. Разработка комплекса начата в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина в соответствии с постановлением правительства от 9 августа 1983 года.
Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва, поступило в КБ Энергомаш, возглавляемое Виталием Радовским, в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (четыре двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, увеличить частоту вращения ТНА до 22 500 об/мин. В результате доработки тяга двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс-с/кг. Доводочные испытания завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на Южмаше.
Двигательная установка первой ступени имеет четыре автономных однокамерных ЖРД, выполненных по замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме. Управление осуществляется отклонением двигателей.
Однокамерный маршевый двигатель второй ступени РД-0225, выполненный по замкнутой схеме, был разработан в 1983-1987 годах в КБ химавтоматики под руководством Александра Конопатова. Рулевой двигатель второй ступени состоит из четырёх поворотных камер сгорания и одного ТНА.
Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина. Заряды пороховых аккумуляторов давления ракеты разработаны в ФЦДТ "Союз" под руководством Бориса Жукова.
Летно-конструкторские испытания Р-36М2 с РГЧ 15Ф173 начаты 21 марта 1986 года. При первом пуске произошла авария. В процессе минометного старта не прошла команда на наддув баков первой ступени, двигатель не запустился. Ракета, выйдя из шахты под действием порохового аккумулятора давления, упала обратно в ствол шахты.
" В апреле 1986 года (вероятно, в марте - прим. авт.) - пуск ракеты РС-20В из шахтной пусковой установки на площадке № 101. Ракета нормально стартует, но только выйдя из ствола шахты, вдруг начинает в нее обратно опускаться... Взрыв 200 тонн топлива ракеты внутри шахты был мощнейшим: 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой установки усеяли округу. На месте пусковой установки образовалась воронка, каккратер после извержения вулкана. Жертв не было". 
Испытания ракеты, оснащенной ГЧ 15Ф173, завершены в марте 1988 года. В сентябре 1989 года завершены летные испытания ракеты, оснащенной "легкой" ГЧ. 11 августа 1988 года постановлением правительства комплекс Р-36М2 с ГЧ 15Ф173 принят на вооружение. 23 августа 1991 года принят на вооружение ракетный комплекс Р-36М2 с головной частью 15Ф175.
В декабре 1988 года комплекс поставлен на боевое дежурство. Первые ракетные полки, имеющие на вооружении Р-36М2, заступили на боевое дежурство под городом Домбаровский Оренбургской области. До 1990 года комплексы поставлены на боевое дежурство в дивизиях, дислоцированных под городами Ужур и Державинск. В НАТО ракета Р-36М2 "Воевода" получила обозначение SS-18 "Satan" (Сатана).
Масса полезной нагрузки МБР Р-36М2 - 8,8 тонны - почти вдвое превышает массу полезной нагрузки американской МБР MX. По сообщениям средств массовой информации, для ракеты Р-36М2 разрабатывались платформы разведения, способные нести до двадцати и до тридцати шести боевых блоков, одцако международные договоры накладывают ограничения, в соответствии с которыми число боевых блоков не может быть более десяти. Ракета Р-36М2 оснащена новым, более совершенным комплексом средств преодоления ПРО и способна прорвать систему СОИ в случае, если эта система будет развернута в США. Десять боевых блоков, прикрытые сбрасываемым в полёте обтекателем, размещены на специальной раме в два яруса. Двигательная установка разведения представляет собой четырёхкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полёте. Ракета имеет повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. Конструкторы предусмотрели возможность пуска Р-36М2 даже после нанесения вероятным противником ядерного удара по позиционному району ракет. Ракета покрыта темным теплозащитным покрытием облегчающим прохождение через пылевое облако, образовавшееся после ядерного взрыва . Датчики измеряющие нейтронное и гамма- излучение регистрировали опасный уровень и на время прохождения ракетой ядерного "гриба" выключали систему управления, при этом двигатели продолжали работать, а система оставлась застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего автоматика системы управления включалась и корректировала траекторию. Пусковая установка выдерживала сто килограммов на квадратный сантиметр.
В мае 1986 года изготовление комплексов средств преодоления ПРО ракет Р-36М2 передано смежным организациям России. В июле 1987 года российским предприятиям передано изготовление управляемого боевого блока 15Ф178 ракеты Р-36М2. В апреле 1988 года в Россию передано изготовление ступени разведения ракеты Р-36М2.
Первые полки Р-36М заступили на боевое дежурство в 1975 году. Позже началась их замена комплексами Р-36М УТТХ. Группировка достигла своего апогея в 1983 году, когда количество пусковых установок Р-36М всех модификаций составило 308 единиц. В 1988 году началась замена ранних модификаций на Р-36М2. Общее количество пусковых установок при этом осталось неизменным, что соответствовало советско-американским соглашениям. Комплексы поздних модификаций размещались в ШПУ ОС, разработанных для ракеты Р-36М.
Дивизии, оснащенные комплексами Р-36М различных модификаций, дислоцированы в позиционных районах под городами:
Карталы Челябинской области (46 ШПУ),
Домбаровский Оренбургской области (64 ШПУ),
Ужур Красноярского края (64 ШПУ), Алейск Алтайского края (30 ШПУ), Державинск в Казахстане (52 ШПУ), Жангизтобе в Казахстане (52 ШПУ). После распада СССР ракетные комплексы, находившиеся в дивизиях под Державинском и Жангизтобе в Казахстане, были сняты с боевого дежурства. В августе-сентябре 1996 года завершено извлечение ракет РС-20 из ШПУ в Казахстане. Ракеты отправлены на утилизацию в Россию.
В 1999 году боевое дежурство в дивизиях российских РВСН, дислоцированных вблизи городов Алейск, Карталы, Домбаровский и Ужур, несли комплексы РС-20, размещенные в 180 ШПУ.
В соответствии с договором СНВ-2, в случае ратификации его российским парламентом, ракеты РС-20 всех модификаций, попадающие в число тяжелых МБР с разделяющимися головными частями, должны быть уничтожены. В любом случае их производство не может быть возобновлено на территории Украины. 

Смотрите также

Многоцелевой вертолёт Sikorsky Aircraft UH-60 Black Hawk
Вертолет UH-60 Black Hawk (Sikorsky S-70) – многоцелевой вертолет, предназначался для замены машин Bell UH-1 и должен был перевозить 11 военнослужащих в ночном снаряжении. Опытный экземпляр YUH- ...

Голованов А.Е.
Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич. Родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. Военную службу начал в 1919 году разведчиком стрелкового полка. В 1924 году направлен на работу в ...

Конструкция крыла
Крыло предназначено для создания аэродинамической силы но время полета, а также для управления полетом. Крыло дельталета состоит из каркаса крыла и паруса. Основные технические данные: Размах крыла ...