Баллистическая ракета подводных лодок Р-31

Работы по исследованию конструкций ракет с двигателями на твердом топливе развернулись в конце 50-х годов. Полученные теоретические и экспериментальные наработки позволили в конце 60-х годов приступить к созданию первой твердотопливной ракеты средней дальности для подводных лодок. Головной организацией по разработке ракетного комплекса было определено КБ завода <Арсенал> во главе с главным конструктором П.А. Тюриным.
В течение шести лет длились стендовые и полигонные испытания, показавшие высокую надежность и безопасность ракеты. В 1976 году приступили к пускам с борта переоборудованной подводной лодки К-140 проекта 667АМ. Ракетный комплекс Д-11 с БРПЛ Р-31 был принят на вооружение в 1980 году. В его состав входило всего 12 пусковых установок.
Двухступенчатая ракета Р-31 с маршевыми РДТТ имела стартовую массу 26,9 т, что почти в два раза превышало массу Р-27, в то время как максимальная дальность полета увеличилась всего на 900 км. На первой ступени устанавливался ракетный двигатель с зарядом из смесевого твердого топлива. Его сопловой блок имел четыре камеры сгорания и прикрывался хвостовым отсеком. РДТТ второй ступени имел одно сопло. Для ориентации и стабилизации ракеты устанавливались специальные ракетные двигатели.
Головная часть ракеты крепилась к приборному отсеку, в котором располагались приборы инерциальной системы управления. Ракета несла моноблок мощностью 1 Мт, прикрытый обтекателем. На его верхней части устанавливалось сбрасываемое в полете устройство, обеспечивающие формирования каверны при выходе ракеты из шахты.
Конструкторы предусмотрели подводный старт ракеты из <сухой> шахты за счет использования энергии порохового аккумулятора давления. Верхний срез шахты герметизировался <мягкой> мембраной. Такой способ старта позволил отказаться от ряда систем подводной лодки и одновременно снизить шумность предстартовой подготовки, которая свойственна <мокрому> старту.
При этом ни мощность головной части, ни точность стрельбы заметно не возросли. Справедливости ради следует отметить, у Р-31 был ряд присущих только ей преимуществ, обусловленных прежде всего простатой эксплуатации.
Не улучшились характеристики и подводной лодки, которая унаследовала от своей предшественницы все кроме ракетного отсека. Число пусковых шахт пришлось уменьшить до 12. Для того времени подводный крейсер с ракетой средней дальности можно было смело считать морально устаревшим и серию подобных кораблей строить не стали. <Навага-М> числилась в боевом составе Северного флота до середины 1991 года. 

Смотрите также

Прикладные ИСЗ
К прикладным ИСЗ относят спутники, запускаемые для решения тех или иных технических, хозяйственных, военных задач. Спутники связи служат для обеспечения телевизионных передач, радиотелефонной, телегра ...

Валк ПСН Планер специального назначения
Идею применения планирующих торпед (ПТ) против кораблей и морских баз в начале 30-х годов стали развивать под руководством инженера С.Ф. Валка. Планер с взрывчаткой или двумя торпедами на подвеске зап ...

WESSEX Противолодочный и транспортный вертолет
1956-м они приобрели лицензию на S-58, оснастили для эксперимента первый экземпляр газотурбинным двигателем и пришли к выводу о целесообразности дальнейшего производства вертолета. В 1958-м поднялся в ...