МАИ МАИ-68 Экспериментальный планер

Дальнейшим развитием схемы "летающее крыло", предложенной А. И. Пьецухом, стал планер схемы "бесхвостка" МАИ-68. Этот планер замыкает ряд созданных в МАИ экспериментальных летательных аппаратов, первым среди которых был самолет МАИ-62.

На базе предыдущих исследований по определению облика новой аэродинамической схемы, в 1966 г. студент В. Пушкин приступил к проектированию экспериментального планера типа "летающее крыло". Планер получил название "Пушинка" МАИ-68. В процессе создания аппарата большую помощь конструктору оказали преподаватели Г. С. Садекова, Л. А. Матвеева и В. И. Фигуровский. Общее руководство осуществлял А. И. Пьецух.

Планер разрабатывался согласно требованиям и техническим условиям на проектирование одноместного учебного планера первоначального обучения для сравнения летно-технических характеристик исследуемой схемы с классической компоновочной схемой. Аппарат интегральной схемы, в которой фюзеляж, крыло и хвостовое оперение объединены в единый конструктивный агрегат.

В принятой компоновке планера характерной особенностью является стреловидное крыло с переменным сужением и переменной линией фокусов по размаху, достаточно большое плечо рулей высоты и рулей направления. Форма крыла в плане в сочетании с К-образными стабилизаторами малого удлинения на концах крыла обеспечили необходимый запас продольной и боковой устойчивости и управляемости. Расположение стабилизаторов на концах крыла положительно влияло на индуктивное сопротивление, уменьшая интенсивность концевых вихрей. Стабилизаторы одновременно являлись как бы концевыми шайбами.

Конструкция металлическая с полотняной обшивкой. Профиль крыла Р-Ш-15,5 - постоянный по всему размаху. Общая сборка планера была произведена без стапелей. Силовой набор состоял из двух лонжеронов одинаковой высоты, между которыми устанавливались нервюры. Каркас планера изготовлен из стандартных дюралюминиевых уголков. Носовая часть крыла обшита дюралевым листом толщиной 0,5 мм. Элерон однолонжеронной конструкции с работающей обшивкой носка подвешивался на петлях в трех точках.

Концевые рули типа "крокодил" обеспечивали продольное управление при одновременном отклонении вверх - вниз и нулевое управление при расщеплении одного из рулей. При одновременном отклонении педалей рули работали как воздушные тормоза.

Проводка управления планера тросовая. Приборное оборудование состояло из указателей скорости, высоты, вариометра, указателя поворота и скольжения. Шасси планера выполнено в виде основного колеса, носовой лыжи и подкрыльевых опор на концах крыла. Большая строительная высота центральной части крыла и небольшой обтекатель снизу способствовали удобному расположению пилота в кабине. Для обеспечения достаточного обзора носовая и нижняя части кабины в районе кабины обшиты оргстеклом. Фонарь кабины открывался вправо.

Экспериментальный планер построен В. Пушкиным в 1968 - 1970 гг. В июле 1970 г. начались наземные и летные испытания на аэродроме АСК МАИ. Испытания проводил начальник клуба И. Г. Ермаков. Для запуска использовалась серийная лебедка "Геркулес III".

В процессе пробежек по земле отрабатывалась эффективность рулей управления, устойчивость и управляемость планера. Скорость пробежек постепенно увеличивалась.

Первые подлеты показали вполне достаточную продольную и поперечную управляемость и заметное запаздывание отклонения рулей направления. Поэтому для увеличения площади раскрытия рулей высоты было введено опережение отклонения задних половинок рулей, что позволило получить удовлетворительную боковую управляемость планера и совершать полеты до высоты 250 - 300 м с креном на разворотах до 30 - 45╟. Выполнен один взлет на буксире за самолетом Як-12.

В полете планер показал устойчивость. Испытания проводились до 1972 г. Выполнено 12 подлетов на высоте 1 - 2 м, 26 полетов на высоте 40 - 70 м и четыре полета на 250 - 300 м.

Дальнейшие летные испытания продолжались в ЦАГИ (1973 - 1974 гг.) на аэродроме планерной станции летчиком-испытателем В. Н. Владимировым.

Летные характеристики определялись по аэронавигационным приборам, аэродинамические - перерасчетом полученных данных. Была определена указательница глиссад планирования, затем построена поляра планера, в основном совпавшая с расчетной.

Оценивалась устойчивость и управляемость планера на околокритических скоростях полета. Минимальная зафиксированная скорость полета - 45 км/ч, при этом отмечено эффективное опускание капота к горизонту. Особых отклонений не было. При посадке планера наблюдалось благоприятное влияние близости земли, чему способствовал центроплан, имевший большую хорду.

Проведена оценка эффективности действия воздушных тормозов. Одновременное отклонение правой и левой педалей в полете (синхронное открытие рулей направления) приводило к резкому увеличению скорости снижения с небольшой тенденцией к кабрированию.

В результате летных испытаний экспериментального планера "Пушинка" были доказаны надежность и эффективность новой интегральной схемы. Планер имел максимальное аэродинамическое качество 21 при размахе крыла 10 м и удлинении 8,54. Столь большая величина объяснялась удачной аэродинамической компоновкой аппарата. Масса пустого планера 86 кг, полетная масса 170 кг.

После удачных полетов планера МАИ-68 В. П. Пушкин, уже работая в промышленности, построил и испытал самостоятельно еще два планера рассмотренной схемы. Эти планеры имели высокие летно-технические показатели. 

Смотрите также

Винтомоторная группа
Винтомоторная группа состоит из двигателя, редуктора и воздушного винта. Двигатель «Rotax503 UL DCDI» ­ бензиновый, двухтактный, двухцилиндровый, с рядным расположением цилиндров, с в ...

Погода и мембранное крыло
Каждый спортсмен-дельтапланерист знает, какое огромное значение для успешного полета имеет погода, то есть температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра. Не зная ...

Waco PG-1(2) Транспортно-десантный мотопланер
Мотопланер XPG-1 являлся модификацией десантного планера Waco CG-4. Был построен в 1943 году. Заказ на его постройку был получен фирмой Northwestern от армии США в 1945 году. Первый прототип оснащался ...