История дельтаплана

Историки свидетельствуют, что в 1729 году в селе Ключ, недалеко от Ряжска, один кузнец сделал крылья, надевая на проволочный каркас птичьи перья, и якобы летел до тех пор, пока не «спустился на кровлю церкви, но поп крылья сжег и его едва не проклял».
Случались полеты и на змеях. «1745 года из Москвы шел какой-то Каричивец и делал змеи бумажные на шестиках и прикрепил к петле. Под нею сделал седалку и поднялся, но его тело стало крутить, и он упал, ушиб ногу и более не поднимался».

Очевидно, создатель не учел требований, предъявляемых к устойчивости летательных аппаратов, что, впрочем, вполне извинительно, ибо подобные же промахи совершают иные конструкторы дельтапланов и сегодня.
Эти и другие многочисленные попытки летать, как правило, были обречены на неудачу. Авторы их или слепо копировали природу — крыло птицы, или экспериментировали, не изучив свойств среды, где происходит полет, не познав тайн самого полета.

История борьбы человека с земным притяжением, основанная на научном методе поиска решения проблемы, открывается именем гениального художника и ученого Леонардо да Винчи.
Пытаясь постичь тайну полета, Леонардо наблюдал и изучал парение птиц, анатомировал их тела, строил летательный аппарат с машущими крыльями, ставил опыт с падающими телами, а также движущимися в воде и перемещаемыми в воздухе, готовился к тому, чтобы построить большой летательный аппарат. «С горы, получившей имя от большой птицы,— писал он,— начнет полет знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой». (Имеется в виду гора вблизи Флоренции Чичеро — гора Лебедя, с которой, как говорит молва, одним из учеников Леонардо был совершен полет, закончившийся неудачно.)

Леонардо первым пришел к идее создания воздушного винта, и развивая ее дальше, изготовляет модель вертолета. Он решает не только проблему отрыва от земли, но и благополучного возвращения на нее в случае аварии. После него осталось более 8000 листов с эскизами, расчетами, рассуждениями, которые до сих пор полностью не расшифрованы. Многие тексты Леонардо считаются утерянными. Один из них, имеющий отношение к нашему повествованию, был возвращен на родину великого итальянца благодаря нашему соотечественнику. Историю эту вполне можно назвать детективной.

Приключения начались сразу же после смерти Леонардо в мае 1519 года. Сундук, в который спрятал бесценные рукописи ученик и друг ученого Фран-ческо Мельци, был укрыт так старательно, что его обнаружили лишь спустя полвека после смерти самого Мельци. Рукописи, извлеченные из сундука, стоявшего на пропыленном чердаке, сразу же стали предметом купли и продажи. Через 200 лет, когда наполеоновские армии завоевали Италию, бумаги Леонардо в счет контрибуции были отправлены в Париж. В 1815 году французы вернули рукописи в Италию, но часть из них осталась в Париже, в библиотеке Академии наук, в том числе и тетрадь на восемнадцати страницах в пергаментной обложке — «Кодекс о полете птиц».

Как выяснилось впоследствии, «Кодекс» вскоре исчез, а точнее, его просто украли. Пропажу заметили лишь в 1848 году. Ученые забили тревогу, и вскоре вор был найден. Им оказался граф Гильельмо Либри, страстный книголюб, частенько уединявшийся в библиотеке Академии среди пожелтевших фолиантов.

Как оказалось, просвещенный граф был опытным и дерзким вором. Либри не явился на судебный процесс и был заочно приговорен к десяти годам тюремного заключения. Это, однако, не помешало ему продать украденную рукопись уже итальянскому графу Джакомо Манцони. После смерти последнего «Кодекс о полете птиц» в 1892 году приобрел на аукционе золотопромышленник Федор Васильевич Сабашников, старший брат известных русских книгоиздателей. 

Смотрите также

Движение небесных тел
    ...

Модуль "Заря"
Первый модуль станции весом 19,323 тонн был выведен на орбиту ракетой-носителем "Протон-К" 20 ноября 1998 года. Данный модуль использовался на раннем этапе строительства станции как источник ...

Летные испытания на прочность
Это один из наиболее рискованных и сложных видов испытаний как в далеком прошлом, так и сегодня. Начинаются они в специальном ангаре ЦАГИ. Испытуемая часть самолета (крыло, фюзеляж, оперение) наг ...