Планер парусного типа

Зимой 1929 года в планерном кружке при заводе был построен планер парусного типа весьма простой конструкции. Каркас планера состоял из четырехметровой бамбуковой палки, выгнутой в виде полоза, к которой на одну треть длины от носа крепилась пятиметровая поперечина тоже из бамбука, имевшая ^/-образный изгиб. Пилот сидел на крыле и управлял планером в полете с помощью двух треугольных полотнищ. На испытаниях планер при тихом ветре поднимался на высоту до 6 м и держался в воздухе 2,5 мин, пролетая за это время более 150 м. Между этим аппаратом — «парусным планером» ленинградских рабочих — и современным дельтапланом существует очень большое сходство. Этот летательный аппарат (рис. 1) более чем на два десятилетия опережает изобретение профессора Рогалло.

Американец польского происхождения Френсис Мелвин Рогалло вписал свое имя в анналы истории полетов на балансирных планерах не как пилот, а как автор «змея», форма которого стала самой популярной для сверхлегких летательных аппаратов.
Молодым инженером пришел в 1936 году Рогалло в научный центр, носящий имя одного из пионеров авиации Лэнгли, и начал работать в группе испытаний в аэродинамической трубе. В середине сороковых годов он вместе со своей женой занимался исследованием свойств воздушных змеев. В 1951 году на основании этих работ он получает патент на изобретение — «змей Рогалло», представлявший собой крыло треугольной формы.

Почти десятилетие к изобретению никто не проявлял интереса, хотя супруги продолжали развивать свою идею и получили еще ряд авторских свидетельств. Так было до тех пор, пока Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) не объявило конкурс на лучшее средство приземления космических аппаратов. Рогалло принял в нем участие и победил. Его «змей», переименованный сотрудниками НАСА в «крыло Рогалло», подвергся всесторонним проверкам.

Его продували в аэродинамической трубе, сбрасывали с грузом с разных высот, буксировали за вертолетом с посадочным модулем космического аппарата «Джемини». Все подтверждало приемлемые аэродинамические характеристики крыла, однако, в конце концов, из-за ненадежной работы системы раскрытия предпочтение было отдано традиционному средству приземления — парашюту.

Обратил внимание на крыло Рогалло и Пентагон. В течение нескольких лет ряд американских фирм вели испытания и исследования гибкого крыла по заказам армии и ВМС США. Исследования и разработки шли по различным направлениям. Испытывались свободно несущее крыло с надувными балками, буксировочные варианты, радиоуправляемые модели, пилотируемые моторные варианты.

Проведенные исследования показали возможность применения крыла в военных целях. Было доказано, что с его помощью можно транспортировать на буксире военную технику и снаряжение, перебрасывать через линию фронта диверсионные группы и грузы. Фирмой «Райан», принимавшей участие в исследованиях, по заказу ВМС было создано радиоуправляемое крыло с двигателем, несшее в качестве полезной нагрузки разведывательную аппаратуру. Запуск аппарата производился с помощью специальной установки.

Окончательные результаты этих работ, поглотивших из казны США десятки миллионов долларов, оказались скрытыми в анналах Пентагона (рис. 3). Хотя исследования по применению крыла Рогалло в военных целях не привели в то время к практическим результатам, эти работы оказали услугу становлению нового вида спорта. Ведь ни одна фирма, производящая сегодня дельтапланы, не может выделить такие громадные суммы, чтобы досконально изучить свойства гибкого крыла. 

Смотрите также

Многоцелевой вертолёт Aerospatiale HH-65 Dolphin
HH-65 Dolphin – многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (сейчас Eurocopter France) по заказу Береговой охраны США. Вертолет имеет французское обозначение AS-366G-1 и ...

Laister-Kauffman CG-10 TROJAN HORSE Транспортный планер
С увеличением объёма перевозимых грузов ВВС США потребовался новый транспортный планер большей вместимости и грузоподъёмности. За разработку такого аппарата взялась фирма Laister-Kauffmann, первый про ...

Внесение изменений и ремонты
Любые изменения в дельталете должны быть согласованы с изготовителем, чтобы гарантировать сохранение летной годности. Ремонты допускаются выполнять только изготовителю дельталета. ...